Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

Оглавление

 

Лекция 1. Задачи курса клинической неврологии. Очерк развития отечественной неврологии. Нейронная теория………………………………3

Лекция 2. Строение и функции нервной системы. Нервизм. Учение о локализации функций в коре головного мозга. Системная организация деятельности ЦНС……………………………………………………………14

Лекция 3. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Оболочки мозга и пути ликвороциркуляции……………………………………………28

Лекция 4. Методика неврологического диагноза. Основные невропатологические синдромы. Топическая диагностика поражения нервной системы. Дополнительные методы исследования………………..40

Лекция 5. Неотложные состояния в неврологии. Классификация нарушений сознания………………………………………………………….52

Лекция 6. Сосудистые заболевания нервной системы………………..63

Лекция 7. Менингиты…………………………………………………...85

Лекция 8. Энцефалиты. Болезнь Лайма………………………………103

Лекция 9. Полиомиелит. Неврологические проявления при ВИЧ-инфекции и СПИДе………………………………………………………….118

Лекция № 10. Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Рассеянный склероз…………………………………………………………130

Лекция № 11. Токсические поражения нервной системы…………..143

Лекция 12. Нейросифилис……………………………………………..156

Лекция 13. Опухоли головного и спинного мозга……….…………..166

Лекция 14. Эпилепсия…………………………………………………177

Лекция 15. Заболевания периферической нервной системы………..189

Лекция 16. Наследственные заболевания нервной системы………..202

Лекция 17. Травмы нервной системы………………………………...214

Лекция 18. Неврозы……………………………………………………227

Лекция 19. Психозы……………………………………………………236

Лекция 20. Нейрофармакология. Нейрохимия мозга………………..242

Лекция 21. Сон и его нарушения……………………………………...253

Лекция 22. Депрессия………………………………………………….259

Лекция 23. Тревожные состояния…………………………………….269

Лекция 24. Болевые синдромы. Опиоидные анальгетики в терапии болевых синдромов………………………………………………………….283

Лекция 25. Фармакотерапия при экстрапирамидной патологии…...294

Лекция 26. Фармакотерапия при болезни Паркинсона……………...305

Лекция 27. Перинатальная патология………………………………...314

Лекция 28. Минимальная дисфункция мозга………………………...326

Лекция 29. Нарушения мозгового кровообращения у детей………..338

Лекция 30. Аномалии развития нервной системы…………………...347

Рекомендуемая литература……………………………………………359

Оглавление……………………………………………………………...361

 

 

А.Н. Леонтьев выделил в развитии психики животных три стадии:

1. стадию элементарной сенсорной психики;

2. стадию перцептивной психики;

3. стадию интеллекта.

Животные с элементарной сенсорной психикой способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. К существам, чья психика находится на низшем уровне этой стадии, т.е. существует только в зачатке, относятся многие простейшие. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве. Их движения совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы). Простейшие способны к элементарным формам научения, т.е. к формированию условных реакций. В ряде опытов сосуд, в котором находились инфузории туфельки, был поделен на две части. Одна часть была освещена, а другая нет, при этом свет сочетался с «наказанием» (повышенной температурой, электрическим током). В результате животные, ранее безразличные к характеру освещения, начинали предпочитать безопасную часть сосуда даже в отсутствие отрицательных подкреплений, ориентируясь только на ее освещение. С возрастанием уровня филогенетического развития происходит усложнение поведения. У червей и моллюсков появляются целые цепочки врожденных таксисов.

Животные с перцептивной психикой отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей. На данной стадии находится психика позвоночных, практически всех членистоногих, в том числе насекомых, а также головоногих моллюсков. Основу всех форм поведения животных составляют инстинкты, т.е. генетически фиксированные, наследуемые формы поведения. Как и морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Согласно В.А.Вагнеру инстинкты есть результат естественного отбора, обусловившего высокую приспособленность инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного: в добывании пищи, защите, размножении, заботе о потомстве и т.д.

Высокая целесообразность инстинктов издавна порождала теории об их «разумности». Однако со временем эти теории уступили место прямо противоположным оценкам. Стали говорить о «слепоте» инстинктов. Если лишить смысла какое-то инстинктивное действие, животное все равно завершает его и переходит к следующему. Ригидность инстинкта целесообразна: она отражает приспособленность животного к постоянству определенных условий его обитания. В инстинктивном действии выделяют две фазы. Первая — более лабильная, подготовительная, поисковая; вторая — консервативная, малоизменчивая, завершающая. На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения.

Преобладание врожденных инстинктивных форм поведения на данной стадии развития психики не означает отсутствие возможности научения. Многие инстинктивные акты окончательно формируются в индивидуальном опыте. животного, что обеспечивает приспособление инстинктивного действия к условиям среды. Конечно, пластичность инстинктивного действия при этом ограничена и определяется генетически заданной вариативностью. По существу, всякое действие животных представляет собой сложное переплетение видотипичных и приобретённых элементов поведения. Согласно представлениям К.Э.Фабри, на стадии перцептивной психики каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путём реализации генетически фиксированных компонентов видового опыта в процессе индивидуального научения. Индивидуально приобретённые и закреплённые в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животного: чем выше стоит животное на филогенетической лестнице, тем сложнее навыки и легче их выработка.

Следующая стадия развития психики животных – стадия интеллекта – характеризуется ещё более сложным отражением действительности, которое заключается в способности не только отражать отдельные предметы в их целостности, но и устанавливать отношения между предметами. Высшие животные способны устанавливать достаточно сложные отношения (такие как больше-меньше, короче-длиннее, реже-чаще), а также различать форму геометрических фигур.

Известный немецкий психолог В.Келер, один из создателей гештальтпсихологии, работая на экспериментальной станции на острове Тенерифе, исследовал мышление у человекообразных обезьян. Он обнаружил, что животные в новых для них ситуациях, когда не срабатывает накопленный арсенал навыков, способны отыскивать новые способы решения задач, причём их действия заимствуются из прошлого опыта. Перенос прошлого опыта в новые условия возможен благодаря тому, что животные устанавливают отношения между вещами и на основе этого строят своё поведение.

Интеллектуальная форма поведения существенно отличается от простого научения, т.е. формирования навыков.

1. На более низкой ступени развития нахождение решения проблемной ситуации происходит медленно, путём многочисленных проб, в процессе которых удачные операции постепенно закрепляются, а неудачные так же медленно затормаживаются, отмирают. На стадии интеллекта животным сначала совершается множество попыток, не приво стадии интеллекта животным сначала совершается множество попыток, не приводящих к решению задачи, а затем достигается внезапное понимание отношений и структуры проблемной ситуации — инсайт, что почти сразу приводит к успеху.

2. При повторении опыта, найденное решение воспроизводится уже без предварительных проб.

3. Решение легко переносится в условия, аналогичные тем, в которых оно было найдено впервые.

Интеллектуальное развитие высших обезьян показывает, что человеческое мышление имеет реальные предпосылки в мире животных. Это отражает факт естественной преемственности в развитии психики человека и животных. Однако не следует преувеличивать сходство между человеком и животным, выводя законы существования человека из тех законов, которыми регулируется жизнедеятельность животных. Интеллектуальное поведение, свойственное высшим млекопитающим и достигающее особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития, за которой начинается история развития психики совсем другого, качественно нового типа — человеческого сознания.