АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

Проблема и особенности детского алкоголизма. Причины и последствия детского алкоголизма. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Социально‑педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.

 

Проблема и особенности детского алкоголизма. Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально‑педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально‑экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.

Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта – продукта брожения различных растительных веществ – повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.

Изобретение водки относят к VI в., и оно приписывается монахам‑бенедектинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.

На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.

Этому способствовал ряд причин. Во‑первых , пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обществе проблем. Во‑вторых , торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышленности и экспорта любой страны.

Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г. по сравнению с 1950 г. оно выросло в 10,4 раза. И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.

Особую тревогу вызывает приобщение подростков к пиву, которое, по сути, является алкогольным напитком. Широкая реклама пивных напитков в СМИ, доступность приобретения пивных напитков в каждом киоске, приобщает учащихся к употреблению этого напитка. Можно наблюдать такую картину, что школьники в большую перемену покупают пиво, пьют его и «закусывают» сигаретой.

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством .

Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

– быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее. Это объясняется анатомо‑физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребенка, в отличие от взрослого, богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы и системы и вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;

– злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования, и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

– принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно;

– быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

– низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствуют: высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних и их товарищей; высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках алкогольных напитков или средств для их приобретения; широкий набор поводов для употребления алкоголя; систематическое употребление алкогольных напитков.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль . Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

– большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев). Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;

– многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

– пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин «пьяная» мотивация);

– пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

– пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

– пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

 

Причины и последствия детского алкоголизма. К проблеме детского алкоголизма обращались многие исследователи – представители разных наук: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их возрасту в виде таблицы:

 

Таблица