Препятствие для эффективного взаимодействия.

Перцептивная сторона общения.

Структура общения.

Традиционно выделяют 3 стороны:

1)перцептивная – процесс восприятия друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.

2)интерактивная – заключается в особенности взаимодействий с партнерами.

3)коммуникативная- состоит в обмене информацией.

Понятие социальной перцепции, т.е. социальное восприятие впервые было введено американским психологом Брунером в 30г 20в. Он провел серию экспериментов, где показал, что восприятие других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социальных факторов. Чем выше по социальному статусу человек, тем более положительнее его воспринимают и он получает более высокие оценки. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ человека формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. В основе восприятия не знакомых ранее людей, с которыми знаком человек лежат разные психологические механизмы.

В первом случае – восприятие на основе межгруппового общения (свои – чужие).

Во втором случае механизмы межличностного общения.

К механизмам межгруппового общения относят соц.стереотипизацию – это устойчивый образ явления или человек, которым пользуются как известным штампом. Он может быть сомнительным и ошибочным является результатом личного опыта, художественные литературы и фильмов.

Любой социальный стереотип – это принадлежность какой-либо группе. Наиболее типичными является этнические (национальные) стереотип. В процессе общения люди не просто воспринимают друг друга, но и формулируют по отношению к нему определенные взгляды, на основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств от неприятия того или иного человека до симпатии даже любви к нему. Буквально аттракция означает привлечение и одновременно процесса привлекательности какого-либо человека, для другого человека и продукт этого процесса. Аттракция преимущественно связана с реализацией межличностных отношений реализуемых в общении.

Аттракция - особый вид социальной установки (аттитюд) на другого человека, который преобладает эмоциональный компонент. Процесс аттракции – это возникновение положительного эмоционального компонента или отношения, которые возникают при восприятии другого человека.

Восприятие другого зависит от многих факторов: от культуры, традиций, обычаев, воспитании….Поэтому для того, чтобы общаться адекватно необходимо это умение развивать.

80% рабочего времени у человека происходит во взаимодействии с другими людьми. Около 50% передаваемой информации воспринимается неправильно. При этом возможны 3 ситуации:

1)информация не достигает получателя будет отправлена.

2)информация искажается или отправителем или лицом передающем ее.

3)получатель неправильно воспринимает то, что ему передано.

В процессе взаимодействия возникают различные барьеры, которые приходится преодолевать. Для эффективного взаимодействия в сфере помогающих профессий необходимо такое чувство как эмпатия. Оно должно быть достаточно хорошо развито. В основе восприятия другого человека лежат социальные стереотипы, которые есть у каждого человека. Коммуникационные проблемы тесно связаны с количеством иерархических уровней в организации. На пути вверх на каждом уровне информация подвергается пересмотру и коррекции. Могут возникнуть искажение, когда важная информация признается не важной и выбрасывается.

Фильтрация информации может происходить как на пути вверх так и вниз, при этом фильтрация может быть намеренной и ненамеренной. Ненамеренная - когда кусочки информации намеренно уничтожается без ведомо того кто ее передает. Намеренная возникает при полной осведомленности передаваемого.