Динамические процессы в группе.

Классификация малых групп.

Классификация групп.

Определение сценария.

Программа – это план, которому следует. Основу плана можно найти в определенной волшебной сказке. Влияние родителей осуществляется особым образом, доступным наблюдению в особые моменты времени. Важнейшие аспекты – это брак, воспитание детей, развод, способ смерти. Сценарная формула дает возможность прояснить сценарий и проанализировать поведение.

Группа – это человеческая общность выделяемая на основе определенного признака, например: совместной деятельности, социальные принадлежности, характера, особенностей, организации и т.д. Соответственно этим признаком выделятся несколько групп, которые классифицируются по количеству людей в них, по особенностям межличностных отношений в группе и т.д. Классификацию можно представить так: Большие: реальные-условные;

Малые: реальные-условные, естественные-лабораторные, формальные-неформальные, слаборазвитые-высокоразвитые, референтные-нереферентные, корпорация-коллектив. Включают значительное число людей и существуют в общем пространстве и времени. Условные большие группы выделяются и объединяются на основные признаки: половых, национальных… Люди принадлежащие к большим условиям групп могут не встречаться.

Есть еще одна классификация больших групп.

1)стихийные (кратковременные): толпа, публика, аудитория.

2)устойчивые (организованные) – социальные классы, этнические группы, нации.

3)половозрастные – старики, молодежь, мужчины, женщины…

В больших группах по-особому построено общение между собой. Социальная психология предпринимала многократные попытки изучить влияние групп на людей. Группа может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на человека.

В группе действуют свои законы.

Одни из больших групп изучены достаточно подробно, другие же подобно классам и нациям, достаточно слабее представлены в социальной психологии.

В группе присутствие других людей вызывает изменения производительности человека только тогда, когда предмет хорошо изучен. Если же это не так, то присутствие других людей вызывает беспокойство.

Рингмон считал, что когда размер группы увеличивается - производительность каждого снижается. В больших группах люди перестают чувствовать связь между личными усилиями и ответной реакцией организации.

Малая группа – это немногочисленная по составу (от 3 до 50 человек) хорошо самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельности и находятся в непосредственном личном контакте.

1.По виду контактов: первичные, вторичные.

2.По времени существования: стабильные, временные.

3.По степени развития: диффузные, устойчивые.

4.По организации: формальные, неформальные.

В каждой группе действует система определенных взглядов, представлений, норм, ценностей, стремясь им следовать человек как бы включает их в содержание своего сознания.

Референтная группа служит для индивида образцом, эталоном или критериям оценки личного поведения, на которую индивид ориентируется в своих действиях, в которую индивид стремится вступить, стать ее членом, группы чьи взгляды и ценности служат эталоном для индивида, хотя он не является ее непосредственным членом.

Группа, в которой человек реально функционирует может не быть референтной и принадлежность к ней бывает вызвана временными обстоятельствами.

Чтобы стать членом референтной группы человеку приходится стремиться к получению статуса позволяющего занять определенное место индивида в системе групповой жизни.

Социальный статус – определенное положение личности в социальной иерархии группы или общества, устанавливаемое в павах, обязанностях, привилегиях и свободах относительно других членов, которое она получает благодаря своему положению.

Группа контролирует деятельность своих членов посредством групповых ожиданий – соотнесения реального поведения или способа выполнения или своей роли с групповыми нормами.

Вхождение индивида в конкретную социальную группу сопряжено с принятием психологических характеристик групп, включающих групповые потребности, интересы, ценности, цели, нормы, мнения и порождающих чувство «мы».

Группа выступает посредником между обществом и отдельным индивидом, и общество может воздействовать на индивида в основном через группы.

Выделяют основные характеристики группы: состав, структуру, динамику жизни, нормы и ценности.

· Состав указывается исходя из деятельности, которую осуществляет группа.

· Структура определяется структурой власти или коммуникаций в группе или структурной деятельности.

· Динамика – это последовательность этапов становления, развития, функционирования группы, смена доминирующих видов деятельности.

· Групповые нормы – это определенные правила, выработанные и принятые группы, которым должно подчиняться поведение ее членов.

· Ценности группы, мотивирующие и направляющие ее деятельности, тесно связаны с нормами и складываются на основании отношения группы к социальным явлениям.

Система санкций специфична для каждой группы и предусматривает те механизмы и приемы, которыми обязывает своих членов следовать группе нормам. Различают негативные и позитивные, поощрительные и запретительные санкции их характер и содержание зависит от конкретной группы.

В развитии малой группы можно выделить 4 наиболее значимых этапа.

1.Процесс знакомства, когда происходит формирование начальных представлений людей об индивидуальных особенностях и социально-психологических качествах друг друга, соотносятся представления о целях и задачах совместной деятельности. Происходит первичная адаптация.

2.Сближение членов группы, закладываются основы межличностных отношений формируются группа нормы, возникает группа самосознание. Появляется первичная неформальная структура группы, но целостность пока определена, лишь формально.

3.Оформляется групповое мнение регулирующее и нормализующее отношение между членами группы, придающее общению в группе конструктивное направление. Начинают появляться групповая сплоченность и солидарность.

4.складывается социальная психология, климат способствующий совместной деятельности. Любые расхождения заканчиваются выработкой общей точки зрения на проблему. Группа выступает как субъект деятельности, способный к принятию решений, продуктивному функционированию, конструктивному решению возникающих проблем. Высшим уровнем развития группы считается коллектив.

Отличительные признаки:

· социальная одобряемая цель совместной деятельности;

· социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества; добровольность объединения в группе, а не стихийное вхождение по внешним обстоятельствам;

· целостность коллектива, проявляющаяся в том, что он всегда выступает как единая система деятельности с присущим ей распределением функций;

· особая форма взаимоотношений, обеспечивающих направленное развитие личности.

Совместная деятельность группы предполагает совместное принятие решений. Структура принятия решения:

1.необходимо выявление и уяснение истинной сущности проблемы (анализ и сбор информации). Информационно - поисковой этап.

2.Обозначается возникшая задача, решение которой позволит справиться с проблемой; ставятся цели, определяются действие по их достижению.

3.Оценочно-прогностический этап – обмен мнениями, «мозговой штурм», выработка общей точки зрения об оптимальном решении проблемы.

4.Заключительный этап – окончательный выбор решения, получившего признание и высшую оценку членов группы.

Симптомы «огруппления» мышления:

· иллюзия неуязвимости (чувство оптимизма, переоценки своих возможностей и прав, поэтому при принятии решения недооценивается сложность ситуации);

· вера в этичность группы; коллективная рационализация;

· стереотипы восприятия не позволяют видеть ситуацию и противников такими, какие они есть, а видят то, что хотят видеть.;

· самоцензура избавляет от дискомфорта, который может возникнуть при высказывании каких-либо опасений;

· прямое давление на несогласных (давление конформизма);

· иллюзия единомыслия достигается в следствие давления конформизма и самоцензуры;

· добровольные «умохранители» в группе – это люди, владеющие важной информацией, но скрывающие ее, поскольку она может вызвать сомнения и поколебать решение группы.

«Огруппление» мышления может быть разрушено под влиянием меньшинства: не только группа влияет на личность, но и личность может влиять на свою группу.