Характеристики состояния я.

Структура личности по Эрику Берну.

Берн представляет каждую личность как слагаемое 3х состояний: я-родитель, я-взрослый, я-ребенок. Это различные внутренние состояния я, из которых человек взаимодействует с другими. Берн считал, что если научиться определять состояния других и правильно отвечать на его ожидания общения будет бесконфликтным. Человек будет лучше адаптирован к жизни, в обществе исходя из ролевой структуры личности Берн основал трансакционный (трансактный) анализ.

Трансакция – это еденица общения (первый обмен жестами, фразами, взглядами). Первый позыв к общению со стороны одного из партнеров – это трансактный стимул. Человек отвечающий на стимул реализует трансакционную реакцию. Цель анализа – выяснить какое именно состояние я совершило трансакционный стимул, и какое – реакцию. Человек, который подает стимул - агент, тот кто отвечает,- респондент.

Любое общение можно изобразить схематически. Если за стимулом идет умственная и ожидаемая реакция и линии на схеме не пересекаются такая трансакция называется дополнительной и общение без конфликтов. Если реакция на стимул неожиданна, линии пересекаются – общение конфликтно.

Я - Родитель чаще всего содержит поведение и установки, перенятые от родителей или у кого-то еще. Чисто внешне выражаются в достаточно суровом или заботливом выражении лица. Часто используются указующие жесты, слова общения: всегда, никогда.

Я - Ребенок часто формируется как «запись» ранних и позиций в отношении себя и других. В состоянии ребенка человек склонен к проявлению творчества, интуиции, спонтанных побуждений радости, сверх эмоциональности, капризности…

Я- взрослый – человек ориентирован на объективное восприятие текущей реальности, на получение объективной информации, ему соответствуют организованность, находчивость, оценка своих возможностей.

Состояние взрослого контролирует действие родителей на ребенка.

Состояние родителя осуществляется 2 основные функции:

1)человек эффективно играет родителя и детей.

2)многие реакции становятся автоматическими, что экономит время.

Благодаря состоянию я - ребенок человек получает эмоциональную разгрузку, может полно переживать радость, проявлять творчество.

Сложные виды трансакций.

1)скрытые – они отличаются от дополнительных тем, что включают более 2х состояний я. При них под внешне выражаемой формулой формируется скрытое сообщение. 2)косвенная трансакция – они являются 3х сторонними. Один человек говорит с другими надеясь повлиять на третьего.

3)разбавленная - часто носит полувраждебный, полунежный оттенок. Сообщение скрывают в форме подшучивания.

4)веселые – это поверхностные небрежные, которые отличаются отсутствием заинтересованной включенности одного из партнеров общения (или обоих). Трансакционный анализ в целом содержит 4 вида анализа.

1)структурный анализ(анализ отдельной личности).

2)анализ трансакций (анализ того, как поступают люди и что говорят друг другу). 3)анализ игр (анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате).

4)анализ сценария – анализ индивидуальный жизненного сценария, которому люди невольно следуют.

По Берну считается, что у каждого человека существует свой жизненный сценарий, который формируется в раннем детстве и которому человек следует всю жизнь. Против теории сценариев выдвигается много возражений, некоторые ученые считают, сто теория сценариев противоречит идее человека обладающего свободой воли. Но сценарная теория не считает, что все поведение человек управляется место сценарием, она останавливает место для автономии и утверждает, что относительно мало людей достигает полной автономии причин только в особенных обстоятельствах.

Родительские указания не могут быть целью многих существований, т.к. люди мыслят по своему. Это иллюзия что человек мыслит сам, на самом деле он выполняет родительские сценарии. Решение человека следовать или не следовать сценарию, на ком жениться, сколько детей иметь, могут быть результатом свободного выбора (но данные исследования свидетельствуют, что все это является результатом сценария). Если судьбы предопределены родительским программированием, то почему такие разных дети из одной семьи.

Сценарии детей отличаются друг от друга, как золущка от своих сводных сестер. Существуют «мягкие» и «твердые» сценарные данные их можно упорядочить по степени возрастания твердости:

1)исторические – люди в древности подозревали, что их судьба контролируется некими внешними силами.

2)культурные – судьба зависит от той культуры, где живет человек.

3)клинические – данные клиники.

4)логические.

5)интуитивные.

6)возрастные.

7)статистические – это изучение влияния волшебных сказок на карьеру индивида и его взгляд на проблему смерти.

8)интроспективные – внутренний голос.

9)экспериментальные – это подтверждение экспериментов с животными на поведении человека.

10)независимо совпадающие – когда разные люди говорят человеку об одном и том же или похожим сценарии.