Шкалирование

Методы социальной психологии

Чаще всего используются:

І.При исследовании личности.

1/ Наблюдение (срезы, лонгитюдный).

2.Опросы (интервью, анкеты, опросники).

3.Тесты (бланковые, рисуночные, проективные).

ІІ. При исследовании групп людей:

1)Социометрия.

2)Референтометрия.

ІІІ. При обработке данных.

1)Шкалирование.

2)Контент-анализ.

3)Корреляция.

Социометрия позволяет определить положение испытуемого в группе, к которой он принадлежит. Социометрию можно проводить, если в группе не менее 10 человек и группа существует не менее года. На основании социометрии строится социограмма (схема, где обозначаются все сделанные в группе выборы и лидер группы в центре (мишень), вокруг него может быть некое число окружностей, а за их пределами те, кого не выбрал никто. Все рисуется специальными условными знаками, отдельно обозначаются мальчики и девочки). Представляемые на социограмме данных часто нужны для получения более подробной информации о положении человека в группе. Возможны индивидуальные социограммы диагностируемого члена групп, тогда он находится в центре, а все остальные вокруг него. Представляемые данные могут дополняться числовыми показателями наиболее известный из них индекс групп сплоченности, который высчитывается по определенной формуле.

Референтометрия– это способ выявления референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида. Она включает в себя 2 процедуры: 1)вспомогательная – с помощью опросного листа выявляются позиции (мнению, оценки) каждого по поводу значимого объекта или события.

2)выявление лиц, которые представляют наибольший интерес для других испытуемых. Испытуемые проявляют высокую избирательность в отношении тех лиц в группе человека, позиция для них важна.

–трансформация качественных характеристик в количественные. Она представляет собой числовой ряд, который в обобщенном виде показывает степень выраженности или частоту проявлений изучаемого процесса. Наиболее распространены в психологии порядковые (ранговые) шкалы. С середины 20в в широко распространяется методика семантического дифференциала на основе полярных характеристик.

Основные институты социализации.

Семья. Учебные заведения. Неформальные объединения. Трудовые коллективы. Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, конформность (соглашательство), чувство стыда и вины, социальная фасилитация.

В этой классификации механизмов первые 2 (идентификация и подражание) являются положительными, позитивными, а стыд и вина - негативными механизмами, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально – чувствительной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной.

Иерор.

В процессе производства и потребления, материальных благ, люди вступают друг с другом в связи. Так формируются общественные отношения. В их основе материальные, а под ними: социальные, политические, идеалологические и другие, которые в совокупность составляют систему общественных отношений.

Во все виды отношений проникают психологические отношения людей. Они являются результатом контактов между конкретными людьми и носят сугубо личностный характер. Жизнедеятельность людей – это социальный интерес, где их действия распределены в отношении друг к другу, к способам и средствам производства. Общественное массовое сознание возвышается под экономической структурой общества – оно результат материальной, духовной и психологической жизни общества.

Идеология– это часть общественного сознания и не может существовать без общественной психологии. Между ними много общего:

1)один и тот же объект (социального бытия и деятельности людей).

2)они исторически конкретны и специфичны.

3)относительно самостоятельные и эффективные.

Но в это же время между ними есть и различия. Идеология отражает индивидуальное и общественное бытие, социальные отношения идей и взглядов, интересов людей и культивируется и внедряется семьей, государством общественными организациями.

Сама же общественная психология – это отражение в сознании людей воздействий окружающего мира психологии изменяется вслед за обществом. Идеология же более консервативна.

Задачи общ. психологии отражать бытие, а идеологии систематизировать результаты этого отражения. Общественная психология входит в непосредственную жизнь и деятельность людей, наполняет их социальным смыслом и эмоциональными переживаниями.

Каждому историческому периоду соответствует свои формы проявления общественной психологии. Определяющий фактор общественной психологии – это общественное бытие, которое порождает интересы, мотивы поведения, социальное заказ. развитие эмоций, чувств, воли и мыслей познавательной деятельности.

При помощи воспитания ребенку прививается определенную роль, которую он будет играть в своей семье и в обществе. Всю совокупность условий, где протекает социализация человека на протяжении всей его жизни можно разделить на 4 группы: 1)мегафакторы (космос, планета, мир).

2)макрофакторы (страна. Общество, этнос, государство).

3)мезофакторы (условия социализации больших групп в регионе в селе, в городе, субкультура).

4)микрофакторы влияют на человека через агентов социологии, т.е. ближайшего социального окружения. Социология – процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом, а воспитание процесс дискретный т.к. осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничен местом и временем.

Задачи психолога, учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества использовать ее позитивные и компенсировать негативное влияние социализации.