Развитие воли.

Б) Волевые качества, характеризующие самообладание.

Целеустремленность-это сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели.

А) Волевые качества, характеризующие целеустремленность.

Важен также опыт, связанный с преодолением трудностей.

Выделяется два класса волевых качеств:

 

  1. Собственно волевые (простые),

в том числе:

А) характеризующие способность к длительному удержанию усилия, то есть целеустремленность:

- терпеливость;

-упорство;

-настойчивость.

Б) характеризующие способность человека к самообладанию:

-выдержка

-решительность

-смелость

 

  1. Морально-волевые (сложные).

-самостоятельность

-инициативость;

-дисциплинированность;

- организованность;

- старательность;

-героизм;

-самоотверженость;

-принципиальность и пр.

 

Физиологический механизм – стойкая инерционная доминанта, которая тормозит другие влечения и желания.

Крайняя степень выраженности – одержимость.

 

Терпеливость– однократное длительное противостояние неблагоприятным факторам (в основном, физиологическим состояниям), вызывающим утомление, гипоксию, чувство голода, жажду, боль.

Тест: «вода со льдом», статическое усилие, задержка дыхания.

 

Упорство – стремление достичь цели «здесь и теперь» вопреки трудностям и неудачам

Негативное проявление – упрямство: объективно не обосновано, эгоистично.

Вариант: негативизм.

Тест: неразрешимая головоломка: сколько времени человек не оставляет процесс решения; опросники.

 

Настойчивость– также стремление достичь цели вопреки трудностям, но по отношению к отсроченной цели.

Опросник: «Даже при неудачах я уверен, что добьюсь своего».

 

Они способствуют подавлению отрицательных эмоций, обеспечивают самоограничение эмоционального реагирования.

 

Выдержка (противоположность – несдержанность)

Способность подавлять импульсивные эмоциональные реакции не поддаваться искушению. Тормозящая функция воли здесь появляется. Воспитанность.

Опросники: «Я не могу удержаться от грубых слов, если меня обидят».

 

Решительность.Требуется в ситуации, где нет уверенности в том, что решение принято правильно.

Тест: лабиринт: чем быстрее принимает решение на поворотах, тем выше решительность

 

Смелость(противоположность – трусость).

Способность подавлять защитные реакции при возникновении страха и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасны для жизни, здоровья и престижа ситуациях.

Тест: высота прыжка на поднимающейся платформе; опросники.

 

Сложные морально-волевые качества –те, которые проявляются в отношении общественно значимых ценностей.

 

 

1.Необходимо учитывать задатки (свойства н.с.)

 

2. Тренировка в преодолении трудностей:

Принцип постепенности (например, смелость: адаптация к опасной ситуации- постепенное возрастание трудности задания; включение опасных элементов в соревнование и пр.)

Показ примера

Выдвижение требований и контроль за их выполнением

Ободрение

Поощрение

 

3.Самовосптание: для спортсменов пособие (1989г.).

3.1.наметить систему препятствий и трудностей, которые требуется преодолевать (утомление; робость; медлительность в приятии решения; недостаток самостоятельности и пр);

3.2.предусмотреть благоприятные условия для выполнения упражнений, которые бы стимулировали преодоление трудностей (красивая местность, игровая форма занятий);

3.3. отработать и начать использовать индивидуальные приемы

самостимуляции волевых усилий: мобилизирующие приемы (самоубеждение, самоободрение, самоприказание);

3.4. отработать и начать использовать индивидуальные организующие приемы, связанные с отвлечением, регуляцией дыхания, переклюением и сосрдоточением внимания и пр.;

3.5. Установить обязательные для себя правила в воспитании волевых качеств

(например, например, для выработки настойчивости и упорства: делай не то, что нравится, а то, что нужно; для выработки выдержки и самообладания – научись владеть собой и пр.).

 

4. Развитие самосознания личности, осознание иерархии мотивов, выстраивание «духовной вертикали».