Многообразие взглядов на сущность воли.

ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ВОЛИ

ВОЛЯ

О.И.Даниленко

Конспект лекции для студентов

 

1. Основные взгляды на сущность воли.

2.Волевое действие. Его место среди других форм человеческой активности. Произвольное управление и волевая регуляция.

3. Этапы волевого акта:

А) Борьба мотивов и инициация действия (Пусковая регуляция)

Б) Волевое усилие. (Исполнительская регуляция).

4.. Волевые качества человека. Развитие воли.

 

 

Воля – сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей (Краткий психологический словарь.- М., 1985.- С.48).

 

 

Воля–способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая пи этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления). (Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова и В.П.Зинченко. –М.-Спб, 2005.-.81).

 

 

1.Воля – сила, определяющая психическую жизнь человека и не зависящая ни от разума, ни от окружающей человека действительности.

Этот подход появился в средневековой теологии (Августин Блаженный)

и философии (Дунс Скот: «Воля выше мышления»).

Оформился в 19 веке как философское направление «Волюнтаризм» (назвал его так Ф.Теннис (1883). Эта концепция Воли представлена у А.Шопенгауэра (воля для него иррациональна) и Э.Гартмана.

В психологии волюнтаризм появился в конце 19-начале 20 века. Название дал Ф.Паульсен.

Против этой точки зрения - Б.Спиноза: «Воля, как и все остальное, нуждается в причине. Люди заблуждаются, считая себя свободными… Свои действия они осознают, причины же их не знают». Воля, по мнению Спинозы, относится лишь к душе, а не к телу.

  1. Воля как осуществление свободного выбора в ситуации борьбы мотивов.

У.Джемс: главная функция воли – решение о действии, когда в сознании одновременно присутствуют две или более идей движения. Для совершения движения надо сделать выбор идеи и принять решение о движении (решение воли «Да будет! – Fiat!). Выбор совершается на основе мотивов (интереса). Выбор состоит в том, что внимание направляется на объект, после чего начинается движение «импульс к движению сообщает та идея, которая в данную минуту овладела нашим вниманием». Т.е. волевое усилие – это усилие внимания. Джемс считал себя волюнтаристом и признавал волю как самостоятельную силу души, которая обладает способностью к решению о действии.

 

О выборе, который осуществляется в процессе волевой регуляции -Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн,В.Франкл.

 

 

3. Воля как проявление актуальной мотивации.

В основе этого подхода лежит определенная традиция:

Т.Гоббс: воля – это желание, которое человек принимает на основе размышления о пользе предмета и действия. «Воля и влечение означают одно и то же».

Д.Гартли: «Воля – это желание или отвращение, которое сильнее всего в данный момент.

И Г.Спенсер: «Воля есть не что иное, как простое название, приравниваемое тому чувствованию, которое приобрело в данный момент верховное господство над другими и определяет то или иное действие».

Эта т. зрения стала основой для отождествления воли и мотивации, что потом стало главной т.зр. в американской психологии. Из исследований и учебников исчезло понятие воли. Однако потом оно вернулось.

4. Воля как произвольная мотивация.

-Мотив сознательно избирается человеком;

-Усиливается, если есть другие, противоречащие ему мотивы,

- Становится побуждением к действию.

Какие механизмы:

А) Разум, который может побудить человека действовать помимо или даже вопреки его желаниям.

В философии развивался этот взгляд на волю.

Р. Декарт: воля – это способность души формировать желание и побуждать к действию, которое нельзя объяснить на основе рефлекторного принципа. Основная функция воли – бороться со страстями, которые возникают под влиянием вещей.

Спиноза: «под волей я разумею ... способность, по которой душа утверждает или отрицает, что истинно, а что ложно, а не желание, по которому душа домогается какой-либо вещи или отвращается от нее». Воля - это стремление души (стремление души и тела – это влечение, а если оно осознанно – то - желание).

Им.Кант: воля, которая определяется чувственными побуждениями, несвободна, а воля, которая определяется разумом – свободная воля. Она детерминирована лишь нравственным законом, известным любому разумному существу.

Гегель противопоставлял свободе воли произвол: свобода воли согласована с мышлением, произвол – следование страстям.

Б). Установка, учитывающая общественную значимость поступка («Воля как долженствование»).

Воля противопоставляется мотивации (которая трактуется как актуальная потребность)/

Д.Н.Унадзе: источник волевой деятельности – не импульс актуальной потребности, а иной импульс, может быть даже противоречащий потребности. Существует установка на действие (намерение). За волевыми установками лежат потребности, которые не переживаются актуально, но лежат в основе принятия решения о действии. Это решение принимается с участием процессов воображения и мышления.

 

Ш.Н.Чхартишвили: Воля призвана служить побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего внешним общественным требованиям, которые приняты субъектом («я должен»). Поэтому воля не является частью мотивационного процесса, а есть особое психическое образование или способность личности. Посредством воли человек освобождается из плена актуальной потребности и становится общественной личностью, субъектом волевого поведения.

В) Усиление сознательно выбранного мотива посредством введения дополнительного мотива.

 

Аристотель, рассматривая этические проблемы, заметил, что человек совершает иногда действия, не потому, что желает этого, но потому, что так велит ему разум. Однако сам разум не может побудить человека к совершению действия. Для этого в разумной части души происходит соединение разумного решения со стремлением. Поведением человека «движет предмет стремления, а через него размышление». Действия, которые осуществляются по решению человека, Аристотель называет произвольными действиями или поступками.

С.Л.Рубинштейн: «Зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию», однако воля на высших своих ступенях – это не просто совокупность желаний, но известная организация их». «Воля в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношении к своим влечениям, к тому, чтобы так или иначе отнестись к ним… В результате его действия определяются уже не непосредственно его влечениями как природными силами, а им самим».

Ж.Пиаже относит волю к аффективным процессам, причем для него аффективные процессы едины с когнитивными. Функция воли заключается в усилении слабой, но более значимой для личности мотивации.

 

 

Л.С.Выготский трактует волю как произвольную форму мотивации.

Это высшая психическая функция. В своих развитых формах волевая регуляция опосредована знаками (психологическими орудиями) и осуществляется объединением различных психических функций в единую функциональную систему, выполняющую функцию регуляции деятельности или какого-либо психического процесса («История развития высших психических функций»).

В структуру волевого акта вводится вспомогательный мотив для усиления побуждения к действию, которое является необходимым, но не подкрепленным в достаточной мере личным желанием человека.

В волевом действии Выготский выделяет два процесса: первый соответствует решению, замыканию мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй – исполнительский – заключается в выполнении решения.

«… Всякий волевой процесс первоначально процесс социальный, коллективный, интерпсихический». Первоначально всякая высшая психическая функция это внешний процесс. Ребенок, выполняя приказы других в коллективной деятельности (например, игре) и управляя ими, начинает управлять и собой, используя речь как универсальное средство общения людей.

 

Эту линию продолжила Л.И.Божович. Сущность волевого поведения в том, что человек способен подчинить свое поведение сознательно поставленной цели даже вопреки непосредственным импульсивным побуждениям; человек преодолевает свои личные желания ради малопривлекательных, но социально значимых целей. Воля рассматривается как социальное новообразование, как высшая психическая функция в мотивационной сфере. Возникает она «в результате развития человеческих потребностей, опосредованных интеллектом».

 

К этой же линии принадлежит концепция В.А.Иванникова. «Все волевые действия происходят, когда есть недостаток побуждения к заданному действию: при борьбе мотивов, при наличии внешних или внутренних препятствий, при неопределенности последствий действия и пр. То есть воля нужна, когда требуется усиление мотивации. Историчеи внешних или внутренних препятствий, при неопределенности последствий действия и пр. То есть воля нужна, когда требуется усиление мотивации. Исторически появляется в процессе труда, когда выполняемые действия не связаны непосредственно с удовлетворением потребности (например, подготовка земли под посевы).

Развитие воли в значительной мере зависит от мышления, от способности человека правильно оценивать ситуацию, свои возможности и пр».

 

Л.М. Веккер рассматривал волю как особую форму регуляции поведения. Выделяет три формы регуляции: непроизвольную, произвольную и волевую. Волевая регуляция есть высшая форма произвольной регуляции поведения со стороны личности, когда регуляция осуществляется на основе критерия «интеллектуальной, социально-нравственной и общественной ценности».