Мандала парадигм психологии

Трансперсональная психология

 

Пятая парадигма психологии — это психология трансперсональная. И это последняя волна психологии, она завершает вообще предметное развитие психологии. Трансперсональные психологи хотят возвратить Дух, Бога, Душу, Вечность и Трансцендентное в русло психологии. И самые крутые представители трансперсональной психологии — это Энтони Сутич, это поздний Абрахам Маслоу, это Стэн Гроф, это, в конце концов, Кен Уилбер, но вся эта тусовка занимается уже надличностными, сверхличностными измерениями бытия человека. И предметное поле, которым занимается трансперсональная психология, находится за пределами человеческой биографии. И там наконец-то возвращается в русло и в лоно психологии Сознание. Оно не везде опредмечивается, как центр психологических исследований, но многие аспекты уже существуют. И, конечно, большие измерения, чем это принято в «нормальной» психологии. Туда включаются, в конце концов, и райхианское измерение психологии с его «оргоном», и юнгианское измерение психологии с его коллективным, или объективным, бессознательным, туда включается ранкианская психология, но в более широком толковании грофовских базовых перинатальных матриц. Туда включается огромное поле смыслов, которые существовали в духовных традициях. Явно понятно, что человек своей психической реальностью занимается не с конца девятнадцатого столетия, а, в крайнем случае, сто тысяч лет, и в этой области накоплен на самом деле глобальный опыт, и особенно опыт исследовательский. И, что касается трансперсональной парадигмы, то та проблематика, которая существует в трансперсональной психологии, всегда принадлежала только духовным традициям. Более того, я скажу совсем странную вещь: трансперсональная психология — это попытка возродить религию и мистическое в науку.

И, таким образом, в 50-е - 60-е годы прошлого столетия предметные области развития психологии были завершены.

 

 

Вся современная психология как бы существует в удивительной красоты мандале. (см. рис.)

 

И первая мандала — это физиологическая психология, с её телом и телесной репрезентацией человека в мире через реакцию.

Затем на эту мандалу «наворачивается», можно сказать, фрейдовская психология личности, эгопсихолия, психоанализ — и много-много-много таких, знаете, перекликов с психоанализом.

Затем наворачивается активность тела и личности в среде: поведение, бихевиоризм.

Затем наворачивается экзистенциально-гуманистическая психология. И пятый круг — последний круг — это трансперсональная психология. И всё.

Психология закончилась в 60-е годы, по расширению своей предметной области. По большому счёту, психология начала с того, что исследовала простые сенсомоторные реакции, ну, например, моторную реакцию на слух, чисто организмические реакции, объём и время слюновыделений на запах. Начала она с этого, а закончила тем, что возвратила в русло психологии, в русло науки то, что всегда считалось приоритетом духовных традиций — Бога. И ничего придумать в предметной области психологии уже невозможно.

Между этими парадигмами существуют очень специфические отношения. Любая парадигма, которая возникла раньше, считает более поздние парадигмы ненаучными. Внутри ньютоно-картезианской модели физиологической психологии все остальные психологии являются бредом. Фрейдизм — бред, бихевиоризм — бред, экзистенциально-гуманистическая психология — бред, я уж не говорю о трансперсональной психологии — это совсем бред в квадрате. И по большому счёту, люди, у которых модель научности формировалась в девятнадцатом столетии, на земле самые правильные. Они написали учебники, овладели базовыми требованиями к научности, и проецируют своё представление о психическом на все другие направления. Они заставляют использовать экспериментально-лабораторный метод психоаналитиков, вы представляете? Они заставляют делать опросы и работать внутри своих моделей бихевиористов. Они заставляют даже делать изменения нравственных ценностей, вы представляете: «динамика нравственных ценностей» в диссертациях по гештальт-терапии. Статистика! «Добра стало на 3% больше». Я не фантазирую, ребята, вы можете встретить такие диссертации. Я не говорю о том, что, по большому счёту, все диссертации и исследования, которые выполняются по трансперсональной психологии, выполнены по требованиям физиологической психологии. Вы думаете, я просто так защитил докторскую диссертацию? Нет. То же самое. У меня там всё статистически выверено, а как же иначе? Все были удовлетворены страшным образом. Мне, конечно, было очень тяжело защищаться, но я защитился.

Реплика: (плохо разборчива).

Козлов:

- Не-е-ет. Мне вообще повезло в жизни. На первом совете мне повезло, что... Я расскажу вам такие чудовищные вещи, что народ просто <...> хотел меня убить. То есть, ну просто расстрелять там же. После моего выступления я уже где-то час отвечал на вопросы... Вот... Ребята, я защищался три с половиной часа, у нас с тех пор ни одна докторская так не защищалась, а я — кандидатскую три с половиной часа! Как правило, справляются за 45 минут. Час — предел. А вы представляете, 15 человек сидят, все — доктора наук и все — крутые. И всем хочется узнать. И, значит, есть такой очень известный казанский психолог Прохоров, он у меня спрашивает: «Владимир Васильевич, скажите мне, всё-таки, в чём заключаются содержательно механизмы психического?». Я до этого говорил-говорил, и тут — я стою, понимаю, что есть вопрос, а там — сознание расширено, и машина ищет, ищет, ищет — а ни одного файла нет. И вот я стою, дышу. Я там дышал по-медвежьи как-то, очень круто, там (звук глубокого связного дыхания), холотропщик такой. Я молчу. И вдруг Васса Васильевна Завалишина встаёт и говорит: «Господин Прохоров, а попробуйте всё-таки и вы ответить на этот вопрос» (смех в аудитории). Прохоров стоит, не дышит. И вдруг понимает, что у него тоже такого файла нет. (смех). И там такое началось... Знаете, я только любовался, как они друг друга начали месить, а там после выступления и вопросов должен выступать научный руководитель, и, в общем, шеф обо мне вообще забыл — они их всех мирил: ну давайте, ну чёрт с ним, с этим мальчиком, ну а мы-то чего, мы-то чего!? Потом было обсуждение диссертации, и совет на два часа опоздал у нас на банкет. Такого в истории просто никогда больше не было. И это было вообще, конечно, круто. Люди были после моей защиты очень странные. Такое ощущение бывает после того, как, бывает, огромный праздник прошёл и — опустошённость. Или, я не знаю, какие-то оргастические мистерии: лопатились три часа, а потом — секс! все со всеми! - и вот все оделись, и такая внутренняя пустота. Все вышли такие, уже вроде бы и в ресторан не хочется, и в ресторане было так кисло-кисло. Народ там оттащился, ну правда, и я там оттащился очень сильно...

И так-то, чем интересна новая парадигма? Новая парадигма, как правило, вбирает всё тело прошлых парадигм. По инструментам, по методам, и так далее. Теоретически самая богатая — это трансперсональная парадигма. Богатая по инструментарию, по исследовательскому инструментарию и так далее. Но трансперсональной психологии не повезло в лидерами. Особенно с мировыми лидерами. В трансперсональную психологию попало огромное количество непрофессионалов, так сказать, людей духовного поиска, которые слабо разбирались в науке. В трансперсональной психологии существует всего один приличный учёный. Это Стэн Гроф. Он на самом деле учёный, все его эксперименты очень красивы, он делал всю трансперсональную психологию на лабораторном методе, и лабораторном методе с использованием ЛСД25. Все его эксперименты — это абсолютно выверенные картезианские эксперименты, вне сомнения, с трансперсональной феноменологией. И кроме него, к сожалению, больше людей науки в зарубежной трансперсональной психологии нет. И если вы хотите опровергнуть мой тезис, вы можете просто приехать на всемирный конгресс, всемирную конференцию по трансперсональной психологии, она начинается в Москве 26 июня, там будут выдающиеся лидеры трансперсонального движения где-то из пятидесяти стран — можете их послушать.

Реплика: «А Майков?»

Козлов:

А что — Майков? Майков — философ. Майков не знает, и не умеет, и не понимает, что такое психологические исследования. И многие представители трансперсональной психологии также не представляют, что существует метод психологии, что медитация является просто способом получения информации, а затем нужно использовать метод анализа продуктов де-е-еятельности... (смешки в аудитории) Но с другой стороны российской психологии трансперсональной ориентации с этим повезло. У нас огромное количество очень умных докторов наук, с великолепным образованием. Чего стоят изыски профессора Петренко по исследованию медитации, изыски нейропсихологических исследований изменённых состояний сознания Бубеева, изыски кластерного анализа сознания Мишки Щербакова. Ребята, что интересно и приятно, в трансперсональную психологию у нас пришли мозги, шикарные, хорошо организованные мужские мозги... И женские тоже!

Реплики из зала, парирование.

Козлов:

- Ну и что касается парадигмальной отнесённости, и каким образом надо работать внутри парадигм, и какова межпарадигмальная стратегия, я вам расскажу уже после того, как вы встретитесь в столовой с полногрудыми женщинами в белых халатах, и получите от них как положено от полногрудых женщин...