Регуляция посредством другой эмоции, внимания и мышления.
С целью изменения настроения человек использует фразы: «Я чувствую себя действительно отлично», «Я ощущаю большую радость» и старается «войти» в предлагаемое состояние (кратковременный эффект есть: на 10-15 минут).
2. Отвлечение,осуществляемое с помощью волевых усилий. Сознание при этом направляется
на размышления о посторонних объектах и ситуациях, а не об эмоциогенных обстоятельствах. К отвлечению относятся сон и грёзы, уход из эмоциогенной ситуации, избегание оппонента и конфликтной ситуации, питьё воды, рассматривание окружающей обстановки и т.п.
3. Переключение,при котором сознание направляется на какое-нибудь интересное дело
(чтение книг или СМИ, просмотр фильмов или телепередач, игры, хобби и др.) или на обдумывание предстоящей деятельности.
4. Моторная регуляция, физическая разрядка.Физическая активность снижает интенсивность
эмоциональных переживаний с помощью быстрых размашистых, интенсивных движений (спорт, секс, физическая работа, подвижные игры, ходьба пешком, танцы).
5. Релаксация,выражающаяся в мышечном расслаблении, которое наступает в результате
произвольных усилий. Включает:
ü медитацию,
ü прогрессивную мышечную релаксацию,
ü аутогенную тренировку,
ü самовнушение,
ü визуализацию,
ü регуляцию дыхания,
ü принятие душа, ванны,
ü счёт до десяти,
ü улыбку, смех,
ü шутки и т.п.
6. Защитные механизмы,среди которых:
ü рационализация как снижение значимости эмоциогенного события путём придания ему меньшей ценности;
ü проекция как перенос собственных отрицательных эмоций, первоначально направленных против себя, на других людей;
ü формирование реакции когда социально неодобряемая эмоция сменяется на противоположную и др.
7. Употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, антидепрессантов, транквилизаторов и др.).
ВЫВОДЫ
Предложенная Саенко Ю.В. классификация является результатом интегрирования
исследований других авторов, анализа существующей научной литературы по проблеме регуляции и управления эмоциями и чувствами. Она обобщает также консультативный, тренинговый и просветительский опыт автора.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что наиболее распространённым способом эмоционального регулирования является эмоциональное подавление в силу сложившегося в обществе отношения к эмоциям как к отрицательному психическому явлению, требующему сдерживания, вытеснения, запретному для открытого выражения. Эмоциональное подавление не требует специального обучения в отличие от эмоционального отреагирования и эмоциональной трансформации. Большинству людей трудно использовать эмоциональное отреагирование, поскольку относящиеся к нему техники и приёмы противоречат традиционным социальным стереотипам и требуют немалого мужества в противостоянии им.
Поэтому необходимо осуществлять знакомство и обучение приёмам эмоционального отреагирования и эмоциональной трансформации посредством психологического просвещения в разных ситуациях преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях; индивидуального и группового психологического консультирования и психотерапии; издания популярной психологической литературы; терапии психосоматических заболеваний. Предлагаемая классификация может быть полезна при оказании консультативной и психотерапевтической помощи людям.