Отреагирование страха.

Техника наводнения – погружение в реальную устрашающую ситуацию в течение 1 или 1,5 часов и переживание страха до его уменьшения и исчезновения.

Парадоксальная интенция – целенаправленное и преувеличенное осуществление неуспешного поведения, вызывающего страх.

 

II. Эмоциональная трансформация(4 техники)

- это когнитивные техники, направленные на изменение мыслей, убеждений, образов, возникающих по поводу эмоциональных событий, без изменения их причин.

Словесные способы поведения, направленные на проработку проблемы:

1. Позитивная переоценка критической ситуации и оппонента:

a. Переосмысление негативного события, обнаружение в нем достоинств, удач и выгод;

b. Положительное изменение восприятия оппонента, понимание его мотивов, нахождение среди них одобряемых;

c. Высмеивание эмоционального события и/или оппонента, представление их в смешном и нелепом виде;

d. Оценка негативного события как справедливой платы за совершенные или предполагаемые действия;

e. Акцентирование позитивных последствий своей проблемы для других людей;

2. Альтернативная интерпретация трудной ситуации:

a. Снижение значимости проблемы, ослабление своей мотивации, снижение уровня притязаний;

b. Выбор других целей или способов достижения цели на случай неудачи, усвоение новых навыков;

c. Поиск материальной, эмоциональной, информационной помощи, в том числе обращение к религии;

d. Сравнение себя с другими людьми, находящимися в худшем положении;

e. Воспоминание о своих успехах в других областях;

f. Сравнение реального исхода события с придуманным намного худшим его вариантом;

3. Мысленное погружение в угрожающую ситуацию:

a. Десенсибилизация – мысленное представление пугающих ситуаций в порядке нарастания интенсивности в сочетании с релаксацией;

b. Техника взрыва – представление страшной ситуации в течение 1-1,5 ч без релаксации, переживание интенсивного страха до его ослабления;

c. Декатастрофизация – воображение самого худшего исхода будущей угрожающей ситуации, оценка его вероятности и представление способов разрешения;

4. Техника «Пять колонок» (Саенко Ю.В.), направленная на когнитивную переработку проблемы и разрядку гнева, вызванного агрессором. Она позволяет проговорить проблему в ходе общения с самим собой. Осуществляется после завершения стрессовой ситуации при невозможности конструктивного разрешения проблемы с целью изменения отношения к проблеме, её позитивного переконструирования. Техника исполняется в тех случаях, когда субъект не считает целесообразным решение проблемы или считает его невозможным. Техника подходит для переработки прошлых неразрешенных межличностных конфликтов.

Для изменения отношения к ситуации необходимо специальный лист с пятью колонками.

1. Эмоции 2.Мысли 3.Потребности 4.Негативная сторона проблемы 5. Позитивная сторона проблемы
Записать эмоции, возникшие в ходе стрессогенной ситуации. Осознанию эмоций помогают вопросы: «Что я испытывал?», «Что я чувствовал?», Что со мной происходило?», «Как я реагировал?». Для осознания своих эмоций полезно вспомнить свои моторные и экспрессивные изменения – мышечные реакции, изменения в голосе, лицевой мускулатуре и другие невербальные проявления. Записать мысли, приходящие в голову в процессе стрессогенного общения. Рекомендуется вспомнить и разделить их на 3 категории: (1)мысли по отношению к себе, (2)к партнёру, вызвавшему агрессию, (3)к ситуации или третьим лицам. Осознанию мыслей помогают вопросы: «Что я себе представлял?», «Каковы были мои ощущения?», «Какие мысли пришли мне в голову?». Записать свои желания и интересы, которые оказались неудовлетворёнными в результате возникновения стрессогенной ситуации. Осознанию потребностей помогают вопросы: «Каким моим стремлениям помешала данная ситуация и данное лицо?», «Какова моя цель?», «Какие мои интересы и права нарушены в данной ситуации?», «Что я хочу получить в итоге?». Записать отрицательные результаты: ошибки в поведении, иррациональные мысли и чувства. Записать положительные результаты: удачное поведение, достижения в мыслях и чувствах, конструктивные способы реагирования.

Данная техника направлена не на изменение убеждений (А. Бек), а на эмоциональное отреагирование незавершённой ситуации, которая вызвала гнев, запрещённый для открытого проявления. В данной технике Саенко Ю.В. присутствуют анализ потребностей человека и оценка его поведения в критической ситуации как полезного или вредного.

 

III. Эмоциональное подавление(7 техник):