Переживание эмоции радости.

Представьте себе, как переживают радость малыши, и вы сможете лучше понять, в чем заключается по-настоящему радостное переживание взрослого человека. Переживание радости маленького ребенка можно охарактеризовать как чувство удовольствия. Его чувство радости не зависит от стимуляции эрогенных зон или раздражения вкусовых рецепторов. Оно не вызывается приятными для слуха звуками или радующими взор красками. Все эти стимулы могут способствовать возникновению радостного переживания, но не вызывают его непосредственно. Радость переживается как приятное, желаемое, полезное, несомненно, положительное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии расслабленности. Ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.

Все эти ощущения, составляющие радостное переживания ребенка, воспроизводятся в переживании взрослого человека. Когда человек радуется, он становится увереннее в себе, начинает ощущать полноту жизни, у него появляется понимание того, что он живет не напрасно и что его жизнь наполнена смыслом. Чувствуя себя любимым и нужным, человек становится доволен собой и окружающими, он полон энергии и уверен в том, что сможет преодолеть любые трудности.

Внешне радость выражается улыбкой и смехом. Она обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться происходящим вокруг. Радостный человек видит мир красивым и гармоничным, понимает и принимает людей такими, как они есть. Ощущение энергии, сопровождающее радостное переживание, вызывает у человека чувство компетентности, уверенности в себе.

Взаимосвязь переживаемой радости с ощущением энергии и чувством уверенности в себе вызывает чувство легкости и свободы, которыми сопровождается эмоция радости. Человеку хочется летать, и он порой действительно ощущает себя парящим над повседневными житейскими делами и проблемами, все приобретает для него в этот момент иное значение, иной смысл, иную перспективу.

Радостное переживание не может быть вызвано с помощью волевого усилия, оно не может быть целью человеческой деятельности. Однако каждый из нас может выяснить для себя, что именно доставляет ему радость. Очень часто, чтобы испытать радость, человек должен сначала преодолеть препятствия, которые делают невозможным радостное переживание. Сам процесс преодоления препятствий может принести человеку радость.

Существует мнение, что «радость – это чувство, возникающее у человека вследствие осознания реализации своих возможностей» (Schutz, 1967). Действительно самореализация всегда приносит человеку радость, но на ее пути оказывается несколько препятствий, таких как:

1. Традиционный свод правил. Многочисленные правила и инструкции, чрезмерный контроль подавляют творческую активность человека. Взамен развивается и процветает посредственность и серость.

2. Формальные, чрезмерно структурированные отношения между людьми. Например, иерархия власти, отношения «студент – преподаватель» и т.д.

3. Догматический подход в отношении воспитания детей, основ семьи, затрудняющие самопознание и саморазвитие.

4. Размытость представлений о мужественности и женственности, неопределенность половых ролей.

5. Препятствием может стать физическое состояние человека. Человек, чувствующий свои ограниченные возможности, с большим трудом может достичь состояния радости, в то время как здоровые люди способны быстро находить те стимулы: ситуации, интересы, развлечения, различные формы деятельности, - которые доставляют им радость.

 

Радость вызывается победой (если она не связана с победой над близкими, тогда это уже разновидность психоэмоционального нарушения). Социально активные люди, имеющие широкий круг общения и достаточную степень суверенитета, умеющие при желании как общаться, так и уединяться, чаще испытывают эмоцию радости. Высокий социально-экономический статус, помогающий избежать однообразия и монотонности жизни, также положительно влияет на достижение переживания эмоции радости.