Элементы Межличностных отношений
Понятие Межличностные отношения
Межличностные отношения
Впервые в отечественной литературе межличностные(межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология».
Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
1. Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.
2. Аффективный аспект находи свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними (положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой) (Обозов, 1979).
3. Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому,поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.
Межличностные отношения строятся:
1. По «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот);
2. По «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус).
Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений.
1. Пол.
А) Мальчики активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Для мужчин важны — деловые качества. У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. В дружеских отношениях мужчины фиксирую г чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.
Б) Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. Они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин.
Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях. Дружеские отношения у женщин менее устойчивы.
2. Возраст. С возрастом усиливается психологическая привязанность к людям (Кон, 1987, 1989). С возрастом люди постепенно утрачиваютсвойственную юности открытость. Сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.
2. Национальность. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. Межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группами пр.
3. Свойства темперамента влияют на формирование межличностных отношений. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения.
Затруднено:
А)«холерик с холериком»
Б) «сангвиник с сангвиником»
В)«холерик с сангвиником».
Устойчивы
А)«меланхолик с флегматиком»,
Б) «меланхолик с сангвиником»
В)«флегматике сангвиником» (Обозов, 1979).
4. Состояние здоровья. Внешние физические недостатки,затрудняют формирование межличностных отношений. Временные заболеваниявлияют на общительность и устойчивость интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозыи др., связанные с повышенном возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью.
5. Профессия. Межличностные отношения наиболее устойчивые, которые появляются в результате совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения.
6. Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков интерперсональных отношений,основанных на социальных нормах регуляции, с представителям» разных групп в обществе (Бобнева, 1978).
7. Самооценка. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.
А) Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, го они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер.
Б) Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилюмежличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.
8. Личностные качества затрудняющие развитие межличностных отношений:
А).Самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие.
Б) Догматизм, постоянная склонность не соглашаться с партнером.
В) Третья группа включала двуличие и неискренность (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001)
Повышенная потребность в доверительном общении и милосердии
Альтруизм - проявляется ко многим людям.
Результаты исследований свидетельствуют, что помогающее поведение выявлено у людей, обладающих эмпатией, высоким уровнем самоконтроляи склонных принимать самостоятельные решения.