Тема 3 Методы психологии
Раздел № 1 Предмет психологии
Лекция №1 Общее представление о психологии как науке
Психоло́гия (от др.-греч. Ψυχή — „душа“; λόγος — „знание“) — гуманитарная наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.[1]
Психология – очень молодая наука, но достаточно прогрессивная.
Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог
В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Естественные наук Философия
(изучение внешних по отношению (любовь+мудрость, изучает к человеку природных явлений: Физика бытие человека, отношение
Астрономия, Биология, География человека и мира)
Химия)
Психология (возникла на пересечении)
Задача – познакомить вас с основными понятиями и проблемами общей психологии и выделить, изучить специфику деятельности необходимой в вашей будущей профессии с точки зрения психологии.
Мы коснемся также немного ее истории, в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например проблемы предмета и метода.
Мы познакомимся также с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии.
Психология- это
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»:
мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Древнегреческий философ Аристотель в своём трактате «О душе» говорил, что среди прочих знаний исследованию о душеследует отвести одно из первых мест, так как «оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном».
Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Младенец он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира – физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.
Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществеосновные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.
Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки.
И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы?????: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?
Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.
Рисуем «Круг знаний»
Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями.
познавая себя, человек будет себя изменять (цели, состояния, переживания).
Раздел № 2 Соотношении научной и житейской психологии (Развенчиваем миф о том, что «Все мы немного психологи»).
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.
Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Но!!!!! иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.
Чем же отличаются житейские психологические знания от научных????????
1. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим – с отцом, и снова совсем иначе – с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы (общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности).
Пример из жизни Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверить по документам».
2. Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
Дети в ходе ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
3. Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.
В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.
В науки: накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.
4. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями.
В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.
5. Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологиисостоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато– и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.
Пример из диссертации: Поиск взаимосвязи несформированности развития Э.О. В дошкольном детстве и её влияние на девиантное поведение в подростковом возрасте.
Исследования слепо-глухо-немых детей: Главный «канал», через который они могут вступать в контакт с внешним миром, – это осязание.
Помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей – развития восприятия, мышления, личности.
Психология – это не только теория, но и практика именно в практическом опыте Иван Петрович Павлов впервые зарегистрировал условно рефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы в конце концов проникнем в муки сознания человека.
Выдающийся советский психолог Лев Семёнович Выготский увидел в «курьезных» действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением.
Вашей основной задачей на протяжении всего периода обучения:
«Видеть главное в малом»
«Овладеть и применять знания правильно
и в нужное время»
Вывод: При изучении Психологии вы должны понять основное:
1. Психология-как самостоятельная наука, но и тесно соприкасаемая и проникающая практически во все сферы человеческого познания;
2. Психология всегда слияние теории с практики;
3. При изучении каких либо явлений связанных с человеком не допустимы «околонаучные» знания.
Раздел № 3 Предмет психологии. Методы изучения психики.
Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – «душа» + logos – «понятие», «учение»).
В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.
С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» – одно и то же.
Изучая «Психику» необходимо рассмотреть психические явления (факты внутреннего, субъективного, опыта).
Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства???????.
Мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях.
Психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются.
Два мнения на изучения психики и психических явлений
1. Психология, считали они, должна заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений – самонаблюдение. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии.
2. Выделив – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.
Тема 2 История развития психологических знаний
1-й этап. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.
Позже сложились две противоположные точки зрения на психику - материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна.
2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне, а человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. В XVIII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики.
3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декартовско-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.
4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
^ Основная литература: 9, 23, 52
Дополнительная литература: 14, 50, 51
3.6 Список литературы:
Основная:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. –М.,1990.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.,1995.
3. Бодалев А.А. Психология личности.-М.,1988.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.,1982.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т.-М.,1983.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.,1996.
7. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т.-М.,1992.
8. Квинн В. Прикладная психология-СПб.,2001.
9. Изард. К.Е. Эмоции человека-.М.,1999.С.117-338
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,1982.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.,1981.
12. Немов Р.С. Психология. /В трех книгах.-М.,1994
13. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.Н. Рогов.-М.,1995.
14. Петровский А.В. Введение в психологию.-М.,1995.
15. Практикум по обшей психологии/Под ред . А.Е. Щербакова-М.,1990.
16. Психологический словарь.-2-е изд.-М.,1996.
17. Психология личности. Тексты.-М.,1982.
18. Психология от А до Я: Словарь персоналий.- М.,1997
19. Психология. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2002.
20. Словарь практического психолога. -Минск, 1997.
21. Столяренко Л.Д. Основы психологии.-Ростов,1995.
22. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. –М.,2001.
23. Ждан А.Н. История психологии. – М., 2000.
24. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним.- М., 1998.
Дополнительная:
25. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.,1977.
26. Белоус Б.С. Темперамент и деятельность:учебн.пособ.-Пятигорск,1990
27. Айсмастас Б. Психология и педагогика.- М., 1996
28. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,1989.
29. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.-М.,1999.
30. Аникеева Н.П. Психологичкский климат в коллективе.-М.,1989.
31. Бороздина Л.В. Исследование уровня прситязаний.-М.,1986.
32. Валлон А. Психическое развитие ребенка.-М.,1967.
33. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.-М., 1984.
34. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология.-М.,1982.
35. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.,1991.
36. Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека.-М., 1989.
37. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека –М.,1990
38. Гозман Л.Я Психология эмоциональных отношений.-М.,1987.
39. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии.-Ростов,1994..
40. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности.-М.,1989.
41. Додонов Б.И. В мире эмоций. -Киев, 1987.
42. История зарубежной психологии.30-60-е годы 20 века. Тексты.-М., 1986.
43. Кан-калик В.А. Учителю о педагогическом общении. -М.,1987.
44. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы.-М.,1990.
45. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности.-Минск, 1976.
46. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979.
47. Лурия А.Р. Внимание и память. –М., 1975.
48. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие.-1975.
49. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию.-М.,1975.
50. Рубинштеин С.Л. Основы общей психологии. -М., 1989. Т.1.-С.62-104
51. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.1999
52. Ярошевский М.Г. История психологии.-М.,1985.
Наблюдение - метод, направленный на изучение психологических явлений в различных условиях без вмешательства в их течение.
Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим— в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.
^ Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.
^ Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
^ Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются; устным, когда вопросы ставятся устно; в форме интервью, при котором устанавливается личный контакт с испытуемым.
Тестирование- метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик), и тестирование психокоррекционное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).
Основная литература: 12, 13,14,15
Дополнительная литература: 28, 35,39
Книга (Сергей Крутов Производство +Психология)
Идеальная схема