Исследование проблемы группы в психологии.

ЛЕКЦИЯ № 9. Психология групп. Личность в группе.

  1. Исследование проблемы группы в психологии.
  2. Большие группы.
  3. Малые группы.
  4. Личность в группе.

В общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной сто­роны, в практике, имеются в виду условные группы: произ­вольные объединения (группировка) людей по какому-либо обще­му признаку, необходимому в данной системе анализа. С таким определением «группы» зачастую работает социология.

C другой стороны, под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (в реальном процес­се их жизнедеятельности) и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осо­знания могут быть весьма различными). Именно в рамках этого второго толкования имеет по преиму­ществу дело с группами психология. С точки зрения социологического подхода, са­мое главное — отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в полити­ческих характеристиках. С точки зрения этого объективного критерия социология и ана­лизирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими.

Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он форми­руется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в кото­рой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объ­ективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Лич­ность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.

Основные характеристики группы.К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп.

То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. По-видимому, самым главным является анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.

К групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы.

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни.

Вторая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается и оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, т.о., регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

В социальной психологии принято говорить об общезначимых ценностях, которые поддерживаются и принимаются большинством социальных групп, и о специфических групповых ценностях, характерных для каждой отдельной группы и отличающихся от ценностей других групп. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества.

Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества. При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

Для того чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках социальной психологии.

Классификация групп.В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп.

Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также подразделяются на различные виды: большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы и организованные, длительно существующие группы (классы, нации). Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.