Категории текста
Итак, мы проанализировали текст как единицу общения, назвали те его признаки, которые обеспечивают ее коммуникативную ценность и достаточность. В заключение назовем важнейшие текстовые категории, с помощью которых реализуется общение и без которых «связный знаковый комплекс» не может быть назван высказыванием, не может стать единицей общения.
Категория информативностиприсуща только тексту и является важнейшей в ряду других текстовых категорий. Содержанием любого законченного текста является информация, т. е. соотношение смыслов и сообщений, дающее новый аспект явлений, факта, события. Это соотношение подвержено изменению по мере продвижения текста. И. Р. Гальперин выделяет следующие типы информации, содержащейся в тексте: содержательно-фактуальная (СФИ), содержательно-концептуальная (СКИ), содержательно-подтекстная (СПИ). Содержательно-фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах. Содержательно-концептуальная — раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями. Это замысел автора и его содержательная интерпретация. Содержательно-подтекстная информация обнаруживает скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений, событий.
Познавая текст, мы стремимся раскрыть его концептуальную информацию, проникнуть в его глубинную структуру.
Адекватное понимание текста обеспечивается пресуппозицией. Это особая текстовая категория, ситуативный фон, обеспечивающий восприятие и понимание текста, раскрывающий связи между высказываниями и основывающийся на определенных предположениях семантики слов, словосочетании и предложении, входящих в текст.
Реализация категории информативности в учебных текстах, устных и письменных (текстах учебника, в объяснительной речи учителя), имеет свои особенности. Это связано с характером содержащейся в них информации.
Во-первых, отбор информации в учебном общении происходит не произвольно, а в соответствии с образовательными стандартами, на основе учебных планов и программ. Следовательно, информация в данном случае обеспечивает получение учащимися той суммы знаний, которая необходима для получения образования. В связи с этим объем учебной информации в известной мере ограничен.
Во-вторых, информация в условиях обучения не является объективно новой: то новое, что узнают школьники, не имеет новизны для науки.
В-третьих, учитель, как правило, не является автором тех закономерностей, законов, правил, идей, которые излагает и которые раскрываются в текстах учебника.
При этом в учебном общении должна быть реализована передача научной информации, доказана ее истинность, а учитель несет ответственность за усвоение этой информации.
Чтобы добиться усвоения информации в учебном общении, необходимо учитывать особенности ее предъявления. Назовем некоторые из этих особенностей.
1. Информация в учебных текстах должна быть «плотной», насыщенной, другими словами, содержать необходимый объем сведений о фактах, явлениях, понятиях, способах деятельности. В то же время следует заботиться о доступности восприятия информации. С этой целью используется более элементарное изложение материала по сравнению с научными статьями и монографиями: формулирование ряда теорем в виде задач, отсутствие определений ряда понятий, использование несложных по структуре фраз, наглядных средств и т. п.
2. В процессе предъявления информации следует обеспечить повторяемость основных положений изучаемого материала. С этой целью используются повторы, переформулирование определений и правил, синонимы, указательные слова, описательные обороты.
3. Усвоение информации обеспечивается актуализацией ассоциативных связей различного характера: ссылки на пройденное, изученное ранее, обращение к опыту учащихся, наблюдения над фактами и явлениями окружающей действительности. С этой целью используются метатекстовые высказывания (мы уже это изучали.; вам известно, что...; вспомните, как мы определяем... и т. п.), такие приемы, как сравнение, аналогия.
4. Предъявляемая информация должна быть маркирована: главное, существенное должно быть подчеркнуто, выделено интонационно, с помощью логического ударения, графическими средствами, условными обозначениями, словесно — метатекстовыми высказываниями (это важно, трудно; необходимо запомнить, быть особенно внимательными и т. п.).
5. Информация в учебном общении должна быть обоснованной, доказательной, аргументированной. Только в этом случае она может быть воспринята и использована в дальнейших процессах коммуникации. Учитель не только и не столько информирует — он объясняет, доказывает, рассуждает, что требует умения создавать аргументативные тексты.
6. Усвоение информации в учебном общении обеспечивается активизацией познавательной деятельности учащихся. Для этого используются такие приемы, как постановка и решение познавательных задач, создание проблемных ситуаций, использование соответствующих аргументативных текстов (умозаключений, доказательств, рассуждений).
7. Предъявление информации в учебных текстах основано на взаимодействии учителя, автора учебника с учащимися, что проявляется в реализации субъект-субъектных отношений в педагогическом общении в процессе использования следующих приемов: постановка вопросов, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, способствующих получению правильных выводов; употребление конструкций, с помощью которых учащиеся включаются в учебную деятельность (посмотрите... как мы видим... теперь определим... и т. п.); употребление конструкций, способствующих осознанию логики изложения (мы рассмотрели... теперь перейдем... подведем предварительные итоги... а теперь необходимо выяснить/ определить... и т. п.).
Таким образом, информативность учебных текстов имеет свои особенности, которые следует учитывать при их создании и реализации.
Важнейшими текстовыми категориями являются связность и цельность (целостность)— понятия, которые всеми осознаются и в то же время не вполне однозначно определяются в научных исследованиях.
Очевидно, что все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны, сцеплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста.
«Это особые виды связи, обеспечивающие... логическую последовательность (темпоральную и/или пространственную), взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий и пр.», — отмечал И. Р. Гальперин. Сцепление обеспечивает линейную связь частей текста с помощью языковых единиц различного уровня (местоимения и местоименные слова, употребление времен и т. п.), что соотносится в какой-то степени с категорией последовательности, которая выражается в способах сочетания предложений в тексте: «употребление местоимений третьего лица, притяжательных, указательных местоимений, местоименных наречий, сочинительных союзов, а также прочих указателей на левый (реже -- правый) контекст» (Н. Д. Зарубина).
return false">ссылка скрытаТексту, кроме того, присущи внутренние смысловые отношения между его частями, содержательная, формальная и коммуникативная целостность, что позволяет обеспечить смысловую связь между частями текста, подготовиться к последующей информации, надежно идти по пути познания текста, укрепить «текстовую память», возвратить адресат к предыдущему, напомнить ему о сказанном.
Смысловая целостность текста проявляется в единстве темы, которую называют смысловым ядром текста. Носителями темы являются сверхфразовые единства (СФЕ), поэтому определить тематическую направленность СФЕ невозможно путем рассмотрения содержания изолированных предложений. СФЕ раскрывает одну какую-либо тему, в последующих СФЕ эта тема получает развитие либо совершается переход к новой теме. Таким образом, происходит движение текста от известного, данного к новому — каждое последующее предложение (или СФЕ) опирается в коммуникативном плане на предшествующее, в результате чего возникает «рема-тематическая цепочка, имеющая конечный характер и определяющая границы СФЕ» (О. И. Москальская).
Итак, во всяком тексте содержится не только сумма высказываний, но и, по словам Н. И. Жинкина, «перспектива развития мысли». Это развитие осуществляется путем смены предикаций, отражающих отношение между предметами, декодировать (или кодировать) которые человек должен в процессе коммуникации.
Целостность текста осуществляется с помощью таких средств, как лицо, время, наклонение, модели и типы предложений по целеустановке высказывания, синтаксический параллелизм, порядок слов, эллипс. Регулярная повторяемость ключевых слов, тождество референции (соотнесенность данных слов с одним и тем же предметом действительности — референтом), ситуативные связи — все это обеспечивает единство темы текста на основе топикальных (изотопных, номинативных, логико-фактологических) цепочек, обеспечивающих как кодирование, так и декодирование текста.
Целостность текста позволяет наиболее адекватно выразить коммуникативные действия, поступок человека, имеющий смысл.
К категориям связности и цельности текста тесно примыкают категории интеграции и завершенности.Категория интеграции спаивает, объединяет части текста в целях достижения его целостности. Интеграция объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно-следственные связи между его частями, отбирая те из них, которые наиболее существенны для передачи концептуальной позиции автора текста. «Завершенная целостность высказывания, — пиш> <== предыдущая
Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 2472; Опубликованный материал нарушает авторские права?.