Что такое речевая деятельность.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

План

1. Что такое речевая деятельность.

2. Виды речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов.

3. Механизмы речи.

4. Текст (высказывание) как единица общения.

5. Речевые жанры

6. Категории текста.

7. Стилистическая окраска текста

 

Человек занимается различными видами деятельности, ос­ваивает их для того, чтобы жить и работать, приобретать зна­ния и овладевать умениями, необходимость которых опреде­ляется характером социальной роли, избранной тем или иным членом общества в процессе решения жизненно важных задач.

Человеческая деятельность различна по своим целям, зада­чам, содержанию, способам получения результата и т. п. Так, совершенно очевидно, что, скажем, характер деятельности тка­ча во многом отличается от характера деятельности журналис­та, преподавателя, проповедника, администратора и т. п.

И эти различия обусловлены, помимо других факторов, прежде всего тем, что деятельность журналиста, преподавате­ля, проповедника, администратора непосредственно связана с умением человека общаться, с умением достигать своей цели с помощью речевых действий, имеющих целенаправленный ха­рактер.

Другими словами, деятельность ткача и журналиста можно противопоставить по признаку некоммуникативности-коммуникативности что, конечно, является противопоставлением во многом условным.

В реальной практике коммуникативная и некоммуникатив­ная деятельность человека протекает в единстве, так как труд­но себе представить процесс деятельности без речевого обще­ния между людьми, вовлеченными в эту деятельность. Однако степень и значение коммуникативной стороны (коммуника­тивности) во многом определяет ее характер в целом.

Таким образом, умение человека общаться, овладение ком­муникативной стороной деятельности является необходимым условием ее результативности, эффективности и успешности. При этом существуют такие сферы жизнедеятельности челове­ка, в которых слово, речевое действие, умение общаться стано­вятся важнейшим (если не основным) инструментом деятель­ности, главным средством реализации ее целей и решения основных задач.

Это сферы жизнедеятельности «с повышенной речевой от­ветственностью» (Ю. В. Рождественский), к которым принад­лежит и сфера обучения. Следовательно, профессиональное владение речью является необходимым условием, обеспечива­ющим результативность работы учителя. Сказанное позволяет сделать два значимых для дальнейших рассуждений вывода:

- любая деятельность человека связана с умением человека общаться;

- значение этого умения (коммуникативная сторона дея­тельности) в профессии учителя приобретает особое значение, так как именно умение общаться позволяет ему утвердить себя в определенной социальной сфере, обеспечить результатив­ность и эффективность решения разнообразных методических и дидактических задач. Коммуникативная сторона деятельно­сти обеспечивается речевой деятельностью. Знание ее специ­фики, законов, этапов протекания во многом обеспечивает формирование и совершенствование умения общаться с уче­том ситуации, характера поставленных целей и задач, которые возникают в процессе жизнедеятельности человека.