Педагогического процесса.
Характеристика основных этапов
Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс.
Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей.
Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых.
Специфика функций, задач и содержания процессов обучения и воспитания
Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную.
Соответственно, имеют свою специфику задачи и содержание образования.
В содержание обучения входит формирование научных представлений , понятий , законов, теорий. Процесс обучения одновременно содействует решению задач воспитания.
В содержание воспитания входит формирование убеждений, норм, правил, способов поведения. Процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности.
Специфика методов и форм обучения и воспитания
В педагогическом процессе проявляется специфика методов и форм обучения и воспитания.
Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, то в воспитании - воспитательные мероприятия коллективного характера, общественная деятельность, общественно-полезный труд, индивидуальные воспитательные мероприятия.
В учебном процессе ведущая роль принадлежит педагогу, который в своей работе опирается на ученический коллектив. В воспитании главное значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями педагогов.
Процесс обучения, как правило, протекает в учебной группе или классе по определенному учебному плану, по строго определенным программам.
Процесс воспитания строго не регламентирован. Он имеет лишь примерное рекомендательное содержание. Этот процесс протекает в ходе общественной, политической, спортивной, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива.
Педагогический процесс состоит из трех основных этапов:
1. Этап подготовки педагогического процесса.
2. Этап осуществления педагогического процесса.
3. Этап анализа результатов педагогического процесса.