Педагогического процесса.

Характеристика основных этапов

Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс.

 

Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей.

Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых.

Специфика функций, задач и содержания процессов обучения и воспитания

Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную.

Соответственно, имеют свою специфику задачи и содержание образования.

В содержание обучения входит формирование научных представлений , понятий , законов, теорий. Процесс обучения одновременно содействует решению задач воспитания.

В содержание воспитания входит формирование убеждений, норм, правил, способов поведения. Процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности.

Специфика методов и форм обучения и воспитания

В педагогическом процессе проявляется специфика методов и форм обучения и воспитания.

Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, то в воспитании - воспитательные мероприятия коллективного характера, общественная деятельность, общественно-полезный труд, индивидуальные воспитательные мероприятия.

В учебном процессе ведущая роль принадлежит педагогу, который в своей работе опирается на ученический коллектив. В воспитании главное значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями педагогов.

Процесс обучения, как правило, протекает в учебной группе или классе по определенному учебному плану, по строго определенным программам.

Процесс воспитания строго не регламентирован. Он имеет лишь примерное рекомендательное содержание. Этот процесс протекает в ходе общественной, политической, спортивной, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива.

 

 

 

Педагогический процесс состоит из трех основных этапов:

1. Этап подготовки педагогического процесса.

2. Этап осуществления педагогического процесса.

3. Этап анализа результатов педагогического процесса.