Научное познание

Учение

В основе учения лежит самый сложный вид труда - умственный; оно требует волевого усилия, умения преодолевать трудности. Обучению человек подвергается с момента рождения, вначале в семье, в детском саду, средней и высшей школе, а затем на протяжении всей дальнейшей самостоятельной жизни.

Первоначально обучение происходит в повседневной жизни и игре. Общаясь со взрослыми и игрушками ребенок многое узнает сам. В старшей группе детского сада с детьми уже проводятся специальные систематические занятия. Их учат связно рассказывать, считать, рисовать, лепить. Под влиянием новых требований и под руководством воспитателя у дошкольников начинает развиваться интерес к усвоению новых знаний.

В связи с изменением условий жизни, с поступлением ребенка в школу, происходит серьезная перестройка личности ребенка. Первоклассники отрицательно относятся к попыткам организовать школьные занятия по типу игровых. После одного такого эксперимента дети с разочарованием говорили дома: “Это не школа, там не учат. Там мы играли в мяч и сказки слушали. Я хочу в настоящую школу”. Многие учащиеся интересуются теми видами учебной работы, которые отличаются большей сложностью и трудностью. Уроки счета, письма и чтения вызывают более живой интерес, чем физкультура, пение, рисование.

Перед учителем ставится сложная задача - глубоко продумать отбор содержания учебного материала, умение его сконструировать так, чтобы он вызывал интерес и активную деятельность учащихся. Но как правильно говорил К.Д.Ушинский: “Не все в учении интересно и многое надобно взять силою воли. Учебный материал должен быть отчасти нов, а отчасти знаком; нужно учит школьников умению видеть новое в знакомом. Учитель постепенно переводит учащихся со ступени чисто житейских, узких и бедных представлений на уровень научных понятий.

При организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся необходимо учитывать, что педагогически невыгодно ставить ученика в позицию созерцателя и накопителя знаний. Его нужно сделать первооткрывателем.

В настоящее время все больше используется проблемное обучение, а не преподнесение готовых выводов. Вопрос - проблема содержит иногда противоречие, иногда неожиданность. Проблемное обучение вызывает активные споры, дискуссии.

Существуют различные формы и методы воспитания познавательной активности - задачи на применение знаний, творческие работы, сочинения, опытная, исследовательская работа.

Научное познание является другим видом познавательной деятельности.

Элементы научного познания можно найти в процессе обучения в средней школе. В вузе научное познание, исследовательская работа студентов занимают равноправное место наряду с учебной деятельностью.

Научное познание имеет следующие стороны:

- методологическую (общетеоретическую);

- методическую (способы исследования и познания);

- техническую (как и с помощью чего).

В процессе организации научного познания человек овладевает специальными методами познания, создает свои методы исследования. Если научное познание рассмотреть с точки зрения преподавателя, то высший уровень познавательной деятельности преподавателя вуза характеризуется научным творчеством. Научное творчество зависит от психологических особенностей творящей личности, от ряда социальных факторов, а также от возраста и опыта работы.

 

Труд

Труд - основной вид человеческой деятельности, важнейшее средство формирования личности, ее способностей, характера и интересов. Выполнение определенного трудового задания требует планирования и контроля, воспитывает у человека трудовую дисциплину.

В трудовой деятельности у человека формируется не только определенное отношение к предмету труда, но и к другим людям. Трудовую деятельность человека можно подразделить на общественно-полезный и бытовой труд.

В процессе общественно-полезного труда младший школьник применяет умения и навыки, полученные в процессе учения, особенно на уроках труда. Воспитывается установка на результат, внимание и настойчивость.

У подростков формируется готовность и желание трудиться в сфере материального производства. В труде проявляется их активность, самостоятельность, инициатива, но у них еще нет соответствия между желанием работать как взрослые и имеющимися возможностями. В отличие от младшего школьника подросток неудержимо стремиться к результату труда, часто забывая, что его достижение зависит от продуктивности и тщательности выполнения самого процесса.

Общественно-полезный труд старшеклассников и студентов осуществляется через трудовые лагеря, семестры, субботники.

Важное значение для формирования личности человека имеет бытовой труд, включающий в себя самообслуживание в школе и дома и домашнюю работу по обслуживанию других членов семьи. Младших школьников к бытовому труду нужно привлекать как можно раньше, обучать ему, используя показ, инструктаж, оценку, поощрение, обращая внимание на результат работы.

Подросток участвует в бытовом труде не только вместе со взрослыми, но и наравне с ними. Иногда в подростковом возрасте у мальчиков появляется пренебрежение к бытовому труду как к “немужскому делу”. Чаще всего причиной этого является отрицательный пример взрослых. А в бытовом труде формируются не просто навыки и умения, необходимые каждому человеку в жизни, но и забота друг о друге, качества будущего мужа и жены, отца и матери. Нельзя освобождать от бытового труда старшеклассников. Такое освобождение, как правило, формирует людей, не умеющих обращаться с вещами, неспособных организовать свой быт, эгоистичных. В умении старшеклассника распределить свое время на учение, общественную деятельность и домашний труд проверяются и закрепляются организаторские способности, волевые качества, заботливое и внимательное отношение к близким.