Его основные характеристики.
Понятие о педагогическом процессе,
Характеристика основных этапов педагогического процесса.
Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс.
Определяющая роль деятельности и общения в педагогическом процессе.
Понятие о педагогическом процессе, его основные характеристики.
Педагогического процесса
Основы организации
Лекция 13
Педагогический процесс - процесс осуществления обучения и воспитания, протекающий в определенных условиях.
Синонимом понятия “педагогический процесс” является широко используемый термин “учебно-воспитательный процесс”.
Учебно-воспитательный процесс - совокупность аудиторных и внеаудиторных занятий, воспитательной работы проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется главным образом через специальные Педагогические системы. Что же такое система?
Элементы, взаимосвязанные в определенную структуру, деятельность которой подчинена определенным целям, образуют систему.
Люди, совместно вовлеченные в тот или иной вид деятельности, также образуют систему, в которой эта деятельность осуществляется.
Если люди вовлекаются в специальную учебно-воспитательную деятельность, они образуют педагогическую систему.
По мере развития человеческого общества, накопления знаний, семья становилась не в состоянии выполнить все функции по подготовке человека к жизни. Появляются школы и первые представители педагогической профессии. Позднее появляются разные учебно-воспитательные и образовательные институты.
Если семья - самая древняя воспитательная ячейка, функции которой изменяются по мере развития человеческого общества, но остаются важными и в настоящее время, то учебное заведение - новая педагогическая система, более поздняя и сложная. Цель этой системы - приобщение к знанию.
В настоящее время вся совокупность учебно-воспитательных учреждений образует систему народного образования (СНО). Система народного образования является большой педагогической системой (БПС). Существуют еще средние и малые педагогические системы.
БОЛЬШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - совокупность учреждений, объединенных единством целей и одним административным центром ( система общего среднего образования, система профессионально - технического образования.).
СРЕДНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - учебные заведения, входящие в большие педагогические системы ( школа, вуз, ПТУ, техникум).
МАЛЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - класс, группа, курс, входящие в средние педагогические системы.
Таким образом, в БПС входит много СПС, территориально расположенных в разных местах. В СПС входит множество МПС.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ различаются между собой следующими признаками:
- педагогическими целями - воспитание, образование, обучение, развитие личности в определенном направлении (сообщение определенной системы знаний, умений, навыков; формирование на этой основе мировоззрения; развитие познавательных способностей личности),
- содержанием - та научная, учебная, нравственная, этическая информация, которая, будучи достоянием педагога и общества должна стать достоянием учащегося,
- контингентом учащихся (субъектами деятельности),
- квалификацией педагогов (учителя, преподаватели, воспитатели),
- условиями - время, место, материальная база, среда, в которой осуществляется процесс,
- средствами - различные виды деятельности формирующейся личности,
- формами - способы организации деятельности учащихся,
- методами - пути включения учащихся в различные виды деятельности и управление этой деятельностью,
- результатами - особенности деятельности, черты личности, характера, поведения.
Взаимная активность, сотрудничество педагогов и учащихся в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином педагогическое взаимодействие.
Педагогическое взаимодействие - включает в себя: педагогическое влияние, его восприятие и усвоение учащимся, собственную активность учащегося.
В ходе педагогического взаимодействия проявляются самые разнообразные связи между объектами и субъектами воспитания (педагогами и учащимися):
- информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между педагогами и учащимися,
- организационно - деятельностные связи - совместная деятельность,
- коммуникативные связи - общение между педагогами и учащимися,
- связи управления и самоуправления. От правильного соотношения их зависит во многом успешное протекание всего педагогического процесса. в свою очередь связи управления опираются на информационные, коммуникативные, организационно - деятельностные.
Можно сделать ВЫВОД:
В состав системы, в которой протекает педагогический процесс, входят субъекты, объекты воспитания, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.
Итак, мы разобрали два понятия:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА и ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Состав педагогического процесса не идентичен составу педагогической системы, в которой он протекает.
Если основными компонентами педагогической системы являются педагоги и учащиеся, то педагогический процесс рассматривают как их развивающееся взаимодействие, а именно - цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и учащихся, а также достигаемые при этом результаты.
Это - универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые присущи и педагогическому процессу.
Компоненты педагогического процесса:
1. Содержательно - целевой компонент.
Обозначает цели, задачи и содержание педагогического процесса.
2. Операционно-деятельностный компонент.
Формы и методы деятельности и взаимодействия педагогов и учащихся.
3. Оценочно-результативный компонент.
Оценка результатов деятельности и взаимодействия педагогов и учащихся.
Внутренней движущей силойпедагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественного характера и реальными возможностями учащихся по их выполнению.
Это противоречие становится источником развития педагогического процесса, если выдвигаемые требования соответствуют возможностям воспитуемых. И наоборот, это противоречие становится тормозом развития педагогического процесса, если требования оказываются чрезмерно трудными или легкими, т.е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития.
Следовательно, задача педагога - состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, умело проектировать близкие и далекие перспективы развития.
Педагогический процесс - это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное, целостное явление, которое имеет свои особые закономерности.
Для того, чтобы описать закономерности педагогического процесса, необходимо проанализировать существенные, необходимые и закономерные связи.
Анализируются следующие связи в педагогическом процессе:
1. Связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития как составляющими компонентами педагогического процесса.
2. Связи между процессами воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодятельности учащихся, т.е. связи между субъектами и объектами пед. процесса.
3. Связи между возможностями личности ( возрастными, индивидуальными ) и характером педагогических влияний на нее.
4. Связи между коллективом и личностью в педагогической системе.
5. Связи между задачами, содержанием, формами и методами педагогического процесса.
Все эти связи существуют внутри педагогического процесса, т.е. между его основными компонентами.
Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:
1. Закономерность динамики педагогического процесса. Педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер, чем выше у ученика (воспитанника) промежуточные результаты, тем выше его общие достижения.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развита» личности зависит от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств
педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебноения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств
педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных стимулов).
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: 1) качеством педагогической деятельности и 2) качеством учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены: 1) потребностями общества и личности; 2) возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества; 3) условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими).
8. Эффективное функционирование педагогического процесса зависит от единства действий всех субъектов воспитания (участников деятельности).
9. Задачи обучения и воспитания зависят от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также от уровня развития коллектива.
10. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов обучения и воспитания.