Его основные характеристики.

Понятие о педагогическом процессе,

Характеристика основных этапов педагогического процесса.

Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс.

Определяющая роль деятельности и общения в педагогическом процессе.

Понятие о педагогическом процессе, его основные характеристики.

Педагогического процесса

Основы организации

Лекция 13

 

 

 

 

 

Педагогический процесс - процесс осуществления обучения и воспитания, протекающий в определенных условиях.

Синонимом понятия “педагогический процесс” является широко используемый термин “учебно-воспитательный процесс”.

Учебно-воспитательный процесс - совокупность аудиторных и внеаудиторных занятий, воспитательной работы проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется главным образом через специальные Педагогические системы. Что же такое система?

Элементы, взаимосвязанные в определенную структуру, деятельность которой подчинена определенным целям, образуют систему.

Люди, совместно вовлеченные в тот или иной вид деятельности, также образуют систему, в которой эта деятельность осуществляется.

Если люди вовлекаются в специальную учебно-воспитательную деятельность, они образуют педагогическую систему.

По мере развития человеческого общества, накопления знаний, семья становилась не в состоянии выполнить все функции по подготовке человека к жизни. Появляются школы и первые представители педагогической профессии. Позднее появляются разные учебно-воспитательные и образовательные институты.

Если семья - самая древняя воспитательная ячейка, функции которой изменяются по мере развития человеческого общества, но остаются важными и в настоящее время, то учебное заведение - новая педагогическая система, более поздняя и сложная. Цель этой системы - приобщение к знанию.

В настоящее время вся совокупность учебно-воспитательных учреждений образует систему народного образования (СНО). Система народного образования является большой педагогической системой (БПС). Существуют еще средние и малые педагогические системы.

БОЛЬШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - совокупность учреждений, объединенных единством целей и одним административным центром ( система общего среднего образования, система профессионально - технического образования.).

СРЕДНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - учебные заведения, входящие в большие педагогические системы ( школа, вуз, ПТУ, техникум).

МАЛЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - класс, группа, курс, входящие в средние педагогические системы.

Таким образом, в БПС входит много СПС, территориально расположенных в разных местах. В СПС входит множество МПС.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ различаются между собой следующими признаками:

- педагогическими целями - воспитание, образование, обучение, развитие личности в определенном направлении (сообщение определенной системы знаний, умений, навыков; формирование на этой основе мировоззрения; развитие познавательных способностей личности),

- содержанием - та научная, учебная, нравственная, этическая информация, которая, будучи достоянием педагога и общества должна стать достоянием учащегося,

- контингентом учащихся (субъектами деятельности),

- квалификацией педагогов (учителя, преподаватели, воспитатели),

- условиями - время, место, материальная база, среда, в которой осуществляется процесс,

- средствами - различные виды деятельности формирующейся личности,

- формами - способы организации деятельности учащихся,

- методами - пути включения учащихся в различные виды деятельности и управление этой деятельностью,

- результатами - особенности деятельности, черты личности, характера, поведения.

Взаимная активность, сотрудничество педагогов и учащихся в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие - включает в себя: педагогическое влияние, его восприятие и усвоение учащимся, собственную активность учащегося.

В ходе педагогического взаимодействия проявляются самые разнообразные связи между объектами и субъектами воспитания (педагогами и учащимися):

- информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между педагогами и учащимися,

- организационно - деятельностные связи - совместная деятельность,

- коммуникативные связи - общение между педагогами и учащимися,

- связи управления и самоуправления. От правильного соотношения их зависит во многом успешное протекание всего педагогического процесса. в свою очередь связи управления опираются на информационные, коммуникативные, организационно - деятельностные.

Можно сделать ВЫВОД:

В состав системы, в которой протекает педагогический процесс, входят субъекты, объекты воспитания, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.

Итак, мы разобрали два понятия:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА и ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Состав педагогического процесса не идентичен составу педагогической системы, в которой он протекает.

Если основными компонентами педагогической системы являются педагоги и учащиеся, то педагогический процесс рассматривают как их развивающееся взаимодействие, а именно - цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и учащихся, а также достигаемые при этом результаты.

Это - универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые присущи и педагогическому процессу.

Компоненты педагогического процесса:

1. Содержательно - целевой компонент.

Обозначает цели, задачи и содержание педагогического процесса.

2. Операционно-деятельностный компонент.

Формы и методы деятельности и взаимодействия педагогов и учащихся.

3. Оценочно-результативный компонент.

Оценка результатов деятельности и взаимодействия педагогов и учащихся.

Внутренней движущей силойпедагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественного характера и реальными возможностями учащихся по их выполнению.

Это противоречие становится источником развития педагогического процесса, если выдвигаемые требования соответствуют возможностям воспитуемых. И наоборот, это противоречие становится тормозом развития педагогического процесса, если требования оказываются чрезмерно трудными или легкими, т.е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития.

Следовательно, задача педагога - состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, умело проектировать близкие и далекие перспективы развития.

Педагогический процесс - это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное, целостное явление, которое имеет свои особые закономерности.

Для того, чтобы описать закономерности педагогического процесса, необходимо проанализировать существенные, необходимые и закономерные связи.

 

Анализируются следующие связи в педагогическом процессе:

1. Связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития как составляющими компонентами педагогического процесса.

2. Связи между процессами воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодятельности учащихся, т.е. связи между субъектами и объектами пед. процесса.

3. Связи между возможностями личности ( возрастными, индивидуальными ) и характером педагогических влияний на нее.

4. Связи между коллективом и личностью в педагогической системе.

5. Связи между задачами, содержанием, формами и методами педагогического процесса.

Все эти связи существуют внутри педагогического процесса, т.е. между его основными компонентами.

 

Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер, чем выше у ученика (воспитанника) промежуточные результаты, тем выше его общие достижения.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развита» личности зависит от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств
педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебноения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств
педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процес­сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) ин­тенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагоги­ческого процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мо­тивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, ха­рактера и своевременности внешних (общественных, моральных, ма­териальных стимулов).

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внут­ренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: 1) качеством педагогической дея­тельности и 2) качеством учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловле­ны: 1) потребностями общества и личности; 2) возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества; 3) условиями протекания процесса (морально-психологическими, сани­тарно-гигиеническими, эстетическими и другими).

8. Эффективное функционирование педагогического процесса зависит от единства действий всех субъектов воспитания (участников деятельности).

9. Задачи обучения и воспитания зависят от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также от уровня развития коллектива.

10. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов обучения и воспитания.