Сущность конфликта
Лекция 9. Менеджмент конфликта
Тема 9. Менеджмент конфликта
Основные понятия:
конфликт; конфликтная ситуация; оппоненты; объект конфликта; внутриличностный конфликт; конфликт “приближение-приближение”; конфликт “приближение-удаление”; конфликт “удаление-удаление”; межличностный конфликт; конфликт между личностью и группой; межгрупповой конфликт; конструктивный (функциональный) конфликт; диструктивный (дисфункциональный) конфликт; горизонтальный конфликт; вертикальный конфликт; смешанный конфликт; деловой конфликт; личностно-эмоциональный конфликт; уклонение; сглаживание; принуждение; компромисс; метод решения проблем; институционализация конфликта; легитимизация конфликта; структурирование конфликтующих групп; редукция конфликта; конкуренция; уклонение; сотрудничество; приспособление; принуждение; компромисс.
Под конфликтом понимается столкновение в конкретной ситуации противоположенных по направлениям тенденций, установок, мотивов, интересов, потребностей, норм и типов поведения людей. Участники конфликта называются оппонентами. В конфликтах участвуют отдельные люди, но зачастую они являются представителями формальных или неформальных групп и организаций.
Конфликт всегда порождается некоторыми условиями, множество которых называется ситуацией. Совокупность конфликта и вызвавшей его ситуации называется конфликтной ситуацией, основными компонентами которой являются конфликтующие стороны или оппоненты и объект конфликта, т.е. причины их противоборства.
С одной стороны, конфликт можно рассматривать как нечто нежелательное в деятельности организации, вносящее разлад в достижение целей. С другой стороны, конфликт является способом выявления и разрешения существующих противоречий, и в этом заключается положительная сторона конфликта.
Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными.
Отрицательные последствия конфликта выражаются:
· в возможной потери здоровья оппонентов и в возможном сокращении их жизни;
· в ухудшении социально-психологических отношений;
· в снижении производительности труда;
· в увеличении текучести кадров;
· в возможном сворачивании потенциальных сфер взаимодействия и общения между конфликтующими и в уменьшении возможностей сотрудничества в будущем;
· в возможном переносе акцентов поведения с решения реальной проблемы на достижение “победы” любой ценой;
· в возможной экскалации или разрастании конфликта, когда в него втягиваются новые участники со своими проблемами и об истиной причине конфликта уже никто не вспоминает;
· в послеконфликтных переживаниях; так, по данным исследований, на каждую минуту конфликта, возникшего в научном коллективе по причине несоответствия плановой тематики личным интересам его членов, приходится 12 минут послеконфликтного времени; на минуту конфликта, возникшего из-за нетактичного высказывания коллеги по работе - 14 минут, а из-за конфликта на почве грубости - 20 минут.
Положительные последствия конфликта выражаются:
· в повышении качества принимаемых решений за счет всестороннего анализа проблемной ситуации;
· в повышении чувства сопричастности оппонентов к решению проблемы, что способствует его успешной реализации;
· в уменьшении влияния конформистских ценностей и стимулирования открытого выражения своей точки зрения, т.е. в возникновении эффекта “раскрепощенного мышления”, когда каждая из сторон понимает, что ее позиция будет учтена;
· в его способствовании сплочению группы.
Отсутствие конфликтов в организации в определенной мере может служить индикатором царящих там соглашательства и безучастности, формализма в принятии решений. Конфликт - это следствие нарушенного консенсуса, а консенсус - это результат улаженного конфликта (см. рис. 9.1), таким образом, ни тот, ни другой не могут существовать изолированно. Поэтому задача руководителя состоит не в предотвращении конфликта, а в управлении им, т.е. в его урегулировании и разрешении на основе распознания истинных причин конфликта. Целью управления конфликтом является минимизация неизбежных экономических, социальных и нравственных потерь и максимизация такого же рода приобретений.