Результативность интервью

Процесс интервью

В процессе проведения любого интервью можно выделить следующие пять этапов (рис.5.2): планирование, установление контакта, диалог, окончание, анализ.

При планировании интервью необходимо обратить внимание на три основных аспекта:

1) проанализировать сущность работы, для которой подбирается сотрудник, для того, чтобы иметь представление об идеальном кандидате;

2) изучить представленные кандидатом документы, уделяя особое внимание тем моментам, которые вызывают сомнение, показывают сильные и слабые стороны претендента;

3) определить место, где будет проходить интервью, минимальными требованиями к такому помещению являются: тишина, отсутствие телефона и сведение к минимуму других помех.

Цель установления контакта - сделать так, чтобы кандидат чувствовал себя непринужденно. Поэтому имеет смысл начинать беседу о том, что не имеет отношение к будущей работе (погода, спорт, автомобили и др.). Это позволяет снять напряжение у кандидата, что позволит ему в дальнейшем более полно и откровенно ответить на вопросы интервьюера. При этом следует учитывать, что при собеседовании оценивается профессиональная пригодность не только претендент, но и самого интервьюера.

При проведении самого диалога имеет смысл придерживаться следующих рекомендаций:

· избегать вопросов, на которые можно дать однозначный ответ “Да” или “Нет”;

· не подавать невербальных сигналов (кивок или качание головой, улыбка) о желательных или нежелательных ответах;

· избегать вопросов, содержащих ответы;

· не относится к кандидату как к преступнику, т.е. не превращать интервью в допрос;

· не перегружать интервью вопросами, ответы на которые не несут в себе информации;

· имеет смысл периодически обращаться к кандидату с просьбой пояснить ответ, это помогает ему лучше выразить себя и создает впечатление заинтересованности в нем.

В конце интервью имеет смысл предоставить кандидату возможность самому задать интересующие его вопросы интервьюеру. Вне зависимости от мнения интервьюера не следует сразу делать вывод о пригодности кандидата и сообщать ему об этом. Лучше это сделать через несколько дней в письменной форме.

Анализ интервью с составлением соответствующей справки лучше делать сразу после ухода кандидата, используя собственные пометки и записи.

Результативность интервью во многом зависит от человека его проводящего, и здесь необходимо учитывать следующие аспекты.

1. Интервьюер склонен давать кандидатам более высокие оценки, если он осведомлен об острой необходимости организации в сотруднике.

2. Если после нескольких “слабых” кандидатов приходит один “средний”, то интервьюер склонен давать ему более высокую оценку, чем та, которую претендент получил бы, если бы шел после “сильных” кандидатов.

3. Как показывают исследования [10] в 85% случаев интервьюер составляет свое мнение о кандидате еще до начала интервью на основе анкет и внешнего вида. Эта ситуация усугубляется тем, что мнение интервьюера скорее изменится от позитивного к негативному, чем наоборот. Очень часто интервью направлено на поиск отрицательной информации о кандидате, причем именно на неблагоприятной информации делается акцент при оценке.

4. Незнание интервьюером той работы, на выполнение которой претендует кандидат и, соответственно тех качеств, которыми он должен обладать.

5. На оценку, получаемую кандидатом, влияют не только его профессиональные навыки, но и общее впечатление производимое им.

Основой этого общего впечатления являются: невербальное поведение, внешний вид и пол претендента. По проведенным исследованиям именно это общее впечатление на 80% определяет оценку, получаемую претендентом.

Таким образом, для кандидата является важным умение поддерживать во время собеседования невербальный контакт (с помощью глаз, жестов, модуляции голоса) с интервьюером, поскольку в этом случае у него есть шанс получить более высокие оценки, вне зависимости от компетентности. Т.е. обученный “правильному поведению” кандидат, может быть с большей вероятностью принят на работу, чем его более профессиональный коллега.

Контрольные вопросы к теме №5:

1. Роль отбора в механизме управления персоналом.

2. Качества претендента.

3. Источники информации при отборе кадров.

4. Методы отбора.

5. Интервью с кандидатами.

6. Типы интервью.

7. Процесс интервью.

8. Результативность интервью.