Эффективность путей привлечения персонала
Достоинства и недостатки набора персонала за счет внутренних и внешних источников
Достоинства | Недостатки |
Привлечение за счет внутренних источников | |
знание производства, его особенностей | уменьшается возможность выбора |
знание сотрудников и их возможностей | высокие расходы на повышение квалификации |
появляется возможность продвижения у других сотрудников, освобождаются начальные места для молодежи | возможна “производственная слепота”, т.е. не видно недостатков у собственных кандидатов |
быстрое замещение должности и незначительные расходы при наборе | напряженность среди сотрудников, борьба за выдвижение |
возникает сплоченный климат в коллективе | психологическая отторжимость выдвиженца коллективом |
замещение мест и повышение в должности только “ради мира и спокойствия | |
Привлечение за счет внешних источников | |
большая возможность выбора | большие расходы при наборе |
новые импульсы для предприятия, за счет знания кандидатом другого предприятия | нет знания производства, необходимы время и расходы на общее ознакомление и испытательный срок |
высокая квота при приеме со стороны способствует текучести кадров |
Пассивными путями покрытия потребности в персонале являются:
П1) проведение рекламных компаний через средства массовой информации и специализированные издания;
П2) проведение рекламных компаний путем вывешивания объявлений в местах наиболее вероятного появления возможных кандидатов.
Эффективность названных путей привлечения персонала определяется ситуацией на рынке труда и возможными финансовыми затратами на привлечение персонала. Соотношение между ними представлены в табл. 4.2.
Таблица 4.2.
Затраты на привлечение персонала | Ситуация на рынке труда | Пути привлечения персонала |
Низкие | Благоприятная | П2 |
Низкие | Уравновешенная | П2,А2,А4 |
Низкие | Напряженная | А4 |
Высокие | Благоприятная | П1 |
Высокие | Уравновешенная | П1,А3,А4 |
Высокие | Напряженная | П1,А1,А3 |
Путями покрытия потребности в персонале за счет собственных (внутренних) источников являются:
· перемещение сотрудников из одного подразделения в другое;
· перемещение сотрудников на более высокие иерархические уровни;
· формирование новой организационно-функциональной роли сотрудника на прежнем рабочем месте.
Следует отметить, что во всех трех случаях возникает необходимость дополнительного обучения сотрудников.
Как легко заметить из табл.4.2, пассивные методы привлечения персонала в той или иной степени эффективны практически при любой ситуации. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть схему рекламы предприятия, применяемую для привлечения новых работников (см. рис.4.6).