Сущность планирования персонала

Лекция 3. Планирование в управлении персоналом

Тема 3. Планирование в управлении персоналом

Потребность в персонале как функция норм обслуживания

Функциональная зависимость между требуемой численностью персонала и существующими нормами обслуживания устанавливается следующим образом.

Пусть N - количество видов операций по обслуживанию некоторого производственного агрегата (процесса), которые способны выполнить работники одной профессиональной категории; tn- это среднее время выполнения одной операции n-ого вида, mn - среднее количество операций n-ого вида, t’ -время, необходимое для выполнения работником различных дополнительных функций, Т - полезный фонд рабочего времени за смену. Тогда норма обслуживания определяется по формуле:

.

Используя эту норму обслуживания можно определить численность работников определенной категории, необходимых для обслуживания данных агрегатов на предприятии:

,

где К - количество агрегатов данного типа на предприятии, а k8 - коэффициент загрузки.

Основные понятия:

планирование персонала; краткосрочное планирование персонала; среднесрочное планирование персонала; долгосрочное планирование персонала; планирование набора персонала; планирование высвобождения персонала; реактивное и опережающее высвобождение персонала; планирование использования персонала; планирование развития персонала; планирование затрат на персонал.

Необходимость планирования персонала определяется двумя аспектами:

1) сотрудники с необходимыми знаниями и способностями не всегда находятся в распоряжении предприятия;

2) излишний персонал не может все время эффективно применяться на предприятии.

Поэтому, планирование персонала включает в себя два аспекта:

1) разработка мероприятий по привлечению на предприятие специалистов необходимой квалификации;

2) разработка мероприятий по развитию, сохранению, использованию и высвобождению персонала.

Место планирования в системе управления персоналом определено на рис. 3.1.

С временной точки зрения планирование персонала можно рассматривать в трех временных уровнях (горизонтах):

· краткосрочное,которое распространяетсяна период не более одного года;

· среднесрочное,при котором имеют место планы, приходящиеся на временной интервал от одного до пяти лет;

· долгосрочное,включающее планы, охватывающие более чем пятилетний период.

Краткосрочное планирование занимается преимущественно применением персонала, в то время как средне- и долгосрочное планирование в большей степени занимаются его привлечением, развитием и высвобождением. При возрастании временного периода равным образом возрастает и неопределенность планирования. Поэтому долгосрочное планирование будет содержать только грубые данные, допускающие возможность строить все более детальные планы при уменьшении временного периода.

Временные перспективы планирования персонала состоят в тесной связи с дифференцированием стратегических, тактических и оперативных видов планирования персонала. Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочный период и имеет далеко идущие последствия. Оно осуществляется на верхнем уровне управления организацией и является частью стратегических планов предприятия. Тактическое планирование определяется ходом реализации стратегических планов, преобразовывая их в подробные документы, служащие основой практической деятельности. Осуществляется тактическое планирование как руководителями высшего, так и среднего звена управления.

Планирование персонала осуществляется как в интересах предприятия, так и в интересах сотрудников, поскольку для предприятия важно иметь нужное количество работников необходимой квалификации в нужном месте и в нужное время, а для сотрудников важно иметь представление о собственном будущем на предприятии, либо за его пределами.

Основой для планирования персонала является его фактический состав, который не является постоянным. Изменения состава персонала можно рассматривать с двух сторон:

· во-первых, по характеру изменений их можно разделить на поступления, оттоки и перемещения;

· во-вторых, по субъекту инициирования изменений их можно разделить на:

1) автономные, которые инициируются самим персоналом;

2) инициированные, которые инициируются руководством предприятия.

Планирование персонала включает в себя следующие аспекты (см. рис. 3.2):

· определение потребности в персонале в разрезе специальностей и квалификации;

· планирование набора персонала;

· планирование высвобождения персонала;

· планирование использования персонала;

· планирование развития персонала;

· планирование затрат на персонал.