Сущность планирования персонала
Лекция 3. Планирование в управлении персоналом
Тема 3. Планирование в управлении персоналом
Потребность в персонале как функция норм обслуживания
Функциональная зависимость между требуемой численностью персонала и существующими нормами обслуживания устанавливается следующим образом.
Пусть N - количество видов операций по обслуживанию некоторого производственного агрегата (процесса), которые способны выполнить работники одной профессиональной категории; tn- это среднее время выполнения одной операции n-ого вида, mn - среднее количество операций n-ого вида, t’ -время, необходимое для выполнения работником различных дополнительных функций, Т - полезный фонд рабочего времени за смену. Тогда норма обслуживания определяется по формуле:
.
Используя эту норму обслуживания можно определить численность работников определенной категории, необходимых для обслуживания данных агрегатов на предприятии:
,
где К - количество агрегатов данного типа на предприятии, а k8 - коэффициент загрузки.
Основные понятия:
планирование персонала; краткосрочное планирование персонала; среднесрочное планирование персонала; долгосрочное планирование персонала; планирование набора персонала; планирование высвобождения персонала; реактивное и опережающее высвобождение персонала; планирование использования персонала; планирование развития персонала; планирование затрат на персонал.
Необходимость планирования персонала определяется двумя аспектами:
1) сотрудники с необходимыми знаниями и способностями не всегда находятся в распоряжении предприятия;
2) излишний персонал не может все время эффективно применяться на предприятии.
Поэтому, планирование персонала включает в себя два аспекта:
1) разработка мероприятий по привлечению на предприятие специалистов необходимой квалификации;
2) разработка мероприятий по развитию, сохранению, использованию и высвобождению персонала.
Место планирования в системе управления персоналом определено на рис. 3.1.
С временной точки зрения планирование персонала можно рассматривать в трех временных уровнях (горизонтах):
· краткосрочное,которое распространяетсяна период не более одного года;
· среднесрочное,при котором имеют место планы, приходящиеся на временной интервал от одного до пяти лет;
· долгосрочное,включающее планы, охватывающие более чем пятилетний период.
Краткосрочное планирование занимается преимущественно применением персонала, в то время как средне- и долгосрочное планирование в большей степени занимаются его привлечением, развитием и высвобождением. При возрастании временного периода равным образом возрастает и неопределенность планирования. Поэтому долгосрочное планирование будет содержать только грубые данные, допускающие возможность строить все более детальные планы при уменьшении временного периода.
Временные перспективы планирования персонала состоят в тесной связи с дифференцированием стратегических, тактических и оперативных видов планирования персонала. Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочный период и имеет далеко идущие последствия. Оно осуществляется на верхнем уровне управления организацией и является частью стратегических планов предприятия. Тактическое планирование определяется ходом реализации стратегических планов, преобразовывая их в подробные документы, служащие основой практической деятельности. Осуществляется тактическое планирование как руководителями высшего, так и среднего звена управления.
Планирование персонала осуществляется как в интересах предприятия, так и в интересах сотрудников, поскольку для предприятия важно иметь нужное количество работников необходимой квалификации в нужном месте и в нужное время, а для сотрудников важно иметь представление о собственном будущем на предприятии, либо за его пределами.
Основой для планирования персонала является его фактический состав, который не является постоянным. Изменения состава персонала можно рассматривать с двух сторон:
· во-первых, по характеру изменений их можно разделить на поступления, оттоки и перемещения;
· во-вторых, по субъекту инициирования изменений их можно разделить на:
1) автономные, которые инициируются самим персоналом;
2) инициированные, которые инициируются руководством предприятия.
Планирование персонала включает в себя следующие аспекты (см. рис. 3.2):
· определение потребности в персонале в разрезе специальностей и квалификации;
· планирование набора персонала;
· планирование высвобождения персонала;
· планирование использования персонала;
· планирование развития персонала;
· планирование затрат на персонал.