Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность.Сознание.Личность.
Психологическая характеристика деятельности
Общение и деятельность как факторы развития высших психических функций
Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.
Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта.
Человеческая деятельностьслужит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека.
Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
«…Предметная деятельность лишь как условие психическогоотражения и его выражение, или же она рассматривается как процесс, несущий всебе те внутренние движущие противоречия, раздвоения и трансформации,которые порождают психику, являющуюся необходимым моментом собственногодвижения деятельности, ее развития».
Основные отличительные признаки (черты) человеческой деятельности.
1. Её общественный характер,
2. Целенаправленность,
3. Плановость,
4. Длительность.
Различают три вида деятельности: игру, учение, труд.
1. Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта.
2. Учение - это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
3. Труд -это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
Деятельность имеет свои особенности:
1. Общественный характер человеческой деятельности. Занимаясь данным видом деятельности, человек выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития,в условиях общественного труда. Это имеет прямое отношение и к различным видам спортивной деятельности.
2. Целенаправленность деятельности. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия.
3. Плановость деятельности. Действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.
4. Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер.
Раздел № 2 Формирование и развитие Личности
Психология личности
Личность— это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельностьи отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями (В.Г. Крысько , 1998)
Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьмис помощью языка.
В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность.
Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик, т. е. создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и се основные особенности определяются:
1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений,отсутствиемили наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.
3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.
Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться.