Мышление и речь
Сущность воображения
Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на следующей основе:
1. Вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства.
2. Изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);
3. Соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного об
раза, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета.
4. Конструирование предмета в связи с его назначением;
5. Мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в
характеристике объекта;
6. Перенос этого свойства на другие объекты ;
7. Мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастно
го образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исход
ному;
8. Создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.
Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.
Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Выделяют определенные операции мышления.
1. Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
2. Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
3. Сравнение— это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
4. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
5.Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
6. Конкретизация —это движение мысли от общего к частному.
Различают конкретные формы и способы мышления.
Первые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах Древнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные древнегреческими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления (речи) от его содержания.
С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.
Психологическая характеристика речи
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.
Речь имеет свои свойства:
1. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
2. Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
3. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бедной.
4. Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Речь выполняет определенные функции:
1. Выражениязаключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
2.Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.
3.Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.
4.Функция обозначениясостоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.