Профессионально-важные качества личности педагога
Как отмечает Р.С. Немов к личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.
1. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является 1) любовь к детям, к 2) педагогической деятельности, 3) наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, 4) широкая эрудиция, 5) педагогическая интуиция, 6) высокоразвитый интеллект, 7) высокий уровень общей культуры и нравственности, 8) профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
2. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются 1) общительность, 2) артистичность, 3) веселый нрав, 4) хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя.
Главная тенденция современного прогрессивного развития общества — демократизация жизни; происходит децентрализация управления, передача власти на места.
Экономические преобразования затронули всю систему социальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. В этой связи значительно расширились возможности для установления прямых политических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения.
Усиление гласности позволило публиковать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам, затрагивающим все сферы жизни общества. Отмеченные тенденции повысили требования к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Какие же это качества?
Демократизация жизни предполагает; прежде всего — 1) умение жить в условиях, расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, 2) общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. 3) признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, 4) вести дискуссии и на высококультурной основе, 5) разрешать возникающие разногласия, 6) отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости.
Изменение системы экономических отношений требует 1) расчетливости, 2) деловитости, 3) бережливости, 4) хозяйственной смекалки, 5) предприимчивости, многих других качеств личности, которые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то во всяком случае не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей.
Гласность требует от человека 1) умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, 2) убеждать, 3) доказывать, 4) говорить самому и внимательно слушать других. Для того чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, — сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.
Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии.
К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: 1) педагогическая эрудиция, 2) педагогическое целеполагание, 3) педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, 4) педагогическая интуиция, 5) педагогическая импровизация, 6) педагогическая наблюдательность, 7) педагогический оптимизм, 8) педагогическая находчивость, 9) педагогическое предвидение и 10) педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и сама А.К. Маркова.
В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведем список этих свойств: 1) вежливость, 2) вдумчивость, 3) взыскательность, 4) впечатлительность, 5) воспитанность, 6) внимательность, 7) выдержка и самообладание, 8) гибкость поведения, 9) гражданственность, 10) гуманность, 11) деловитость, 12) дисциплинированность, 13) доброта, 14) добросовестность, 15) доброжелательность, 16) инициативность, 17) искренность, 18) критичность, 19) логичность, 20) любовь к детям, 21) наблюдательность, 22) настойчивость, 23) ответственность, 24) отзывчивость, 25) организованность, 26) общительность, 27) порядочность, 28) патриотизм, 29) педагогическая эрудиция, 30) принципиальность, 31) самостоятельность, 32) самокритичность, 33) справедливость, 34) стремление к самосовершенствованию, 35) тактичность, 36) чувство нового, 37) чувство собственного достоинства, 38) чуткость, 39) эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, самооценка, образ «Я».