Структура субъектные свойства педагога
В этом параграфе мы поговорим о том,какие же свойства педагога, учителя были определены им как основные?
П.Ф. Каптерев, предпринял одну из первых попыток структурного представления субъективных свойств педагога.
По П.Ф. Каптереву структура субъективных свойств педагога включает следующие компоненты:
Специальные учительские свойства, к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».
«Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, неродственным предметам, в широком образовании; потом — в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство — субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве». Второе включаетпедагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство. Наряду со «специальными» учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства» учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. Очевидно, что только объединение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Эта важнейшая мысль подчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.
По Н.В. Кузьминой, структура субъектных факторов включает:
1) тип направленности,
2) уровень способностей
3) компетентность, (специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность).
Очевидны три основных компонента этой факторной структуры: 1) личностный, 2) индивидуальный (или индивидуально-педагогический) и 3) профессионально-педагогический. Последний компонент структуры включает профессиональные знания и умения.
Существенны здесь предложенная дифференциация самой компетентности и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компетентность. Она базируется на понятии социального интеллекта, «как устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события». Аутопсихологическая компетентность соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания и саморазвития.
По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:
В концепции А.К. Марковой профессиональная компетентность есть родовое понятие (в отличии от концепции Н.В. Кузьминой где компетентность есть фактор, рядоположенный с другими факторами педагогической профессиональной деятельности). Она включает все субъектные свойства, проявляемые в деятельности и обеспечивающие ее эффективность. Согласно А.К. Марковой, профессионально компетентен «такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников (эти стороны составляют пять блоков профессиональной компетентности)».
Большим достоинством этого подхода является то, что все характеристики профессиональной компетентности соотнесены с тремя сторонами труда учителя: его технологией — 1) собственно педагогической деятельностью, 2) педагогическим общением и 3) личностью учителя.