Общее представление о личности педагога и его общественно значимой роли его профессиональной деятельности

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

ЛЕКЦИЯ № 15

ПЛАН:

1.Общее представление о личности педагога и его общественно значимой роли его профессиональной деятельности

2.Структура субъектные свойства педагога

3.Педагогические способности

4.Профессионально-важные качества личности педагога

 

Профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача,— одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-историчес­кого опыта. Общественно-культурная целостность народа, ци­вилизации в целом, преемственность поколений во многом обус­ловлены ролью Школы — Учителя. В меняющемся мире про­фессий, общее количество которых насчитывает несколько де­сятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизмен­ной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и ка­чественный состав меняются.

Выступая как индивидуальный субъект педагогической де­ятельности, педагог в то же время представляет собой общест­венный субъект — носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соеди­няются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: обще­культурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

Еще в начале века П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учи­теля в обстановке обучения занимает первое место, те или дру­гие свойства его будут повышать или понижать воспита­тельное влияние обучения»

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его ме­сто занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от обще­ства создания таких условий, чтобы среди учителей и воспита­телей оказывались люди, которые наиболее подготовлены ин­теллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала.

В исследованиях Е.А. Климова педагогическая профессия относится к типу «Человек-Че­ловек». Этот тип профессий определя­ется следующими качествами человека: устойчиво хорошим са­мочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого челове­ка, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей,и т.д.

Человеку этой профессиональной схе­мы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, умение слушать широ­кий кругозор; коммуникативная культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлени­ям чувств, ума и характера человека, к его поведению, способность сопереживания; наблюдательность, реше­ние нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции

Существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости.

Противопоказаниям к выбору профессий данного типа являются:

1) дефекты речи, невыразительная речь,

2) замкнутость, погружен­ность в себя, необщительность,

3) выраженные физические недо­статки,

4) нерасторопность, излишняя медлительность,

5) равнодушие к людям,

6) отсутствие призна­ков бескорыстного интереса к человеку — интереса "просто так".