Общее представление о личности педагога и его общественно значимой роли его профессиональной деятельности
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
ЛЕКЦИЯ № 15
ПЛАН:
1.Общее представление о личности педагога и его общественно значимой роли его профессиональной деятельности
2.Структура субъектные свойства педагога
3.Педагогические способности
4.Профессионально-важные качества личности педагога
Профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача,— одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы — Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.
Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект — носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.
Еще в начале века П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения»
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала.
В исследованиях Е.А. Климова педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек». Этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей,и т.д.
Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, умение слушать широкий кругозор; коммуникативная культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, способность сопереживания; наблюдательность, решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции
Существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости.
Противопоказаниям к выбору профессий данного типа являются:
1) дефекты речи, невыразительная речь,
2) замкнутость, погруженность в себя, необщительность,
3) выраженные физические недостатки,
4) нерасторопность, излишняя медлительность,
5) равнодушие к людям,
6) отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса "просто так".