Понятие и виды цен
Ценообразующие налоги.
Методы ценообразования промышленной продукции;
Понятие и виды цен;
8.
Основы ценообразования продукции
Цена – один из важнейших показателей.
В экономике применяются десятки видов цен. Под единым понятием цена, множество ее разновидностей: оптовые; розничные; государственные; рыночные; закупочные; договорные; мировые.
Для централизованно управляемой экономики применялись: оптовые, розничные, закупочные. Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется в условиях оптовой торговли (между предприятиями, крупными партиями. В настоящее время применяется и для мелких партий, но между приятиями – юридическими лицами).
Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной сети для населения.
По закупочным ценам государство через торгово-закупочные организации приобретает с/х продукцию (зерно) у производителей.
В условиях рыночных отношений появились следующие виды цен: государственные (фиксированные, регулируемые); договорные; свободные.
Договорные – это цены, формируемые на основе соглашения между поставщиком и потребителем (договор, контракт).
Цены, обусловленные спросом и предложением, принято называть свободными. Это цены, на которые не распространяется действие государственных актов и других предварительно выработанных документов.
Свободные цены, установленные в соответствии со спросом и предложением, когда нет дефицита и нет затоваривания продукции, называют равновесной ценой.
Близки к понятию «цена» по экономическому содержанию тарифы (на услуги транспорта, связи, бытовые услуги).
Ценообразование – комплексный и противоречивый процесс. Следует учесть большое количество факторов:
· затраты на производство продукции;
· задачи производства;
· действия конкурентов;
· психологию потребителя;
· маркетинговые исследования;
· действующее законодательство.
Установление цен включает этапы:
· постановка задач ценообразования;
· определение спроса;
· определение издержек;
· анализ цен и товаров конкурентов;
· выбор метода ценообразования;
· установление окончательной цены.
Основными задачами ценообразования являются:
· обеспечение выживаемости предприятия (стратегия предприятия в этом случае – снижение цены);
· максимизация текущей прибыли (если текущие проблемы важнее долговременных);
· завоевание лидерства на рынке (долговременная стратегия. Цена может быть ниже цены конкурента);
· завоевание лидерства по показателям качества (обеспечивается большим объемом НИР и ОКР, но и цена выше).
Спрос на товар изучается в экономической теории. Между спросом и ценой есть зависимость, но много сопутствующих факторов.
Оценка издержек производства
Издержки производства с прибавлением справедливой нормы прибыли определяют ту минимальную цену товара, которая делает выгодным производство этого товара.
Важно: деление затрат на прямые и косвенные, переменные и условно-постоянные.
Основной принцип ценообразования. Цена должна:
· обеспечить возмещение издержек;
· обеспечить прибыль нормально работающему предприятию;
· учитывать конкурентную среду;
· учитывать требования законодательства в части ценообразующих налогов.
Оптовая цена предприятия – это сумма: 1) затрат на производство и реализации продукции; 2) планируемого размера прибыли (в соответствии с уровнем рентабельности); 3) суммы ценообразующих налогов.
Цопт.пред. = Sпол. + Ппл. + НДС + А,
НДС + А = это ценообразующие налоги
Sпол. – плановая полная себестоимость продукции, руб.
П – плановый размер прибыли
Розничная цена: Включает оптовую цену предприятия и наценки торгующим организациям
Цроз. = Цопт.пред. + Нторг
Где Нторг. - наценка торговой организации
Цены выполняют роль социального и бюджетного регулятора.