Проектирование и расчет манипуляторов
Характерными особенностями расчета манипуляторов являются:
- короткое время цикла работы.
- непостоянство массы и момента инерции исполнительных органов.
- большие динамические нагрузки, колебания и удары в механизмах приводов при разгоне, торможении, реверсе (т.е. при переходных режимах работы).
Приводы манипуляторов – это системы, состоящие из двигателя, передаточного механизма и устройства управления. В качестве двигателей используют гидро и пневмоцилиндры, гидропневмодвигатели с вращательным или касательным движением. К передаточным механизмам относят редукторы, зубчато-реечные, кривошипные, кулачковые и т.д. передачи.
Переходные режимы работы манипуляторов характеризуются законом изменения скорости V их движения за время t.
Наибольшее быстродействие механизма достигается, когда переходный процесс состоит из двух этапов:
- разгон с максимально возможным ускорением до скорости Vmax;
- торможение с наибольшим замедлением до полной остановки.
Особенностью манипуляторов является их неуравновешенность из-за переменности масс исполнительных органов, вследствие чего возникает дополнительный момент Мн – момент неуравновешенности.
Схема определения Мн для автооператора механизма смены инструментов с горизонтальной осью вращения.
, где
m1, m2 – масса инструментов;
R – расстояние между осями автооператора и инструмента;
φ – угол наклона автооператора;
g – ускорение силы тяжести.
В зависимости от положения автооператора направление действия Мн может меняться.
Характеристики приводов с гидоропневмоцилиндрами выбирают по расчетным значениям параметров исполнительных механизмов манипуляторов: наибольшей скорости Vmax и предельной нагрузке Fmax.
По этим значениям и выбранному давлению Р определяют диаметр цилиндра:
, где
в – коэффициент типа уплотнений штока цилиндра (1,1÷1,5).
Затем вычисляют расход жидкости:
, где
S – площадь поршня.
По каталогу определяют ближайший типоразмер гидро или пневмоцилиндра.