Расчет шпиндельных узлов на жесткость
Посадки сопряжённых поверхностей
Они оказываются на величине и постоянстве предварительного натяга, а значит влияют на точность вращения шпинделя.
Вращающиеся (внутренние) кольца устанавливают с небольшим натягом (-2 ÷ -4 мкм); Наружные кольца – с натягом в низкоскоростных шпиндельных узлах, и с небольшим зазором высокоскоростных (при dnmax>2,5 · 105 мм·мин-1).
Основным видом деформации шпиндельного узла является изгиб.
Опоры шпинделя в зависимости от их типа создают различные условия для поворота шпинделя при его изгибе.
Рассмотрим различные расчетные схемы.
Схема а) – балка на двух опорах.
Схема б) – шпиндель в осевом сечении не проворачивается.
Схема в) – подшипник скольжения создает момент реакции.
Схема г) – определяют погиб у1при деформации шпинделя в пределах радиального зазора подшипников.
Если сила вызывает большую деформацию, то считают дополнительно у2конца шпинделя.
Суммарный прогиб
Таким образом, различают следующие этапы расчета шпинделя на жесткость:
1. Составляют схему сил, действующих на шпиндель, и оценивают их
величину. К основным силам, которые надо учитывать относят:
- силы резания Рх, Ру, Рz;
- реакция от приводного колеса или шкива;
- предварительный натяг в подшипниках (для подшипников качения).
2. Определяют деформацию переднего конца, на котором закреплены инструмент или заготовка.
, гдеl – расстояние между опорами.
3. Определяют угол поворота конца шпинделя рад.
На величину деформации шпинделя и реакцию в опорах влияет положение приводного колеса, сцепленного с зубчатым колесом шпинделя.
I: R – результирующая сила, определяющая R1 и R2: R = P + Q
II: R = P – Q.
С точки зрения давления в передней опоре случай II лучше, т.к. реакция R1меньше. С точки зрения прогиба I – выгоднее, т.к. y1 < y2.
Поэтому схему I чаще применяют в точных станках, а схему II – для черновой обработки.