Б) по обеспечению хорошего водного режима земляного полотна на участках 2-го и 3-го типов местности по увлажнению
,
где - минимальное возвышение низа дорожной одежды над поверхностью земли с необеспеченным стоком ( ) или над уровнем грунтовых вод ( ).
Нд.о – толщина дорожной одежды;
- ширина и поперечный уклон проезжей части;
- глубина залегания грунтовых вод
Проектная линия может состоять из прямо- и криволинейных участков. Криволинейные участки могут проектироваться по круговым кривым и с помощью сплайнов. Ппри ручном проектировании используют круговые кривые при применении ЭВМ – сплайны.
При ручном проектировании проектную линию прокладывают с помощью гибкой линейки или лекал вертикальных кривых с учетом руководящих рабочих отметок и контрольных отметок. Полученную проектную линию заменяют ломаной.
Определяют графически пикетное положение и отметки точек А, В, С, D ломаной. Вычисляют уклоны прямых АВ, ВС, CD и т.д., округляют до целого значения промилле и корректируют отметки точек или их пикетное положение. В переломы проектной линии вписывают вертикальные кривые, если переломы более 2 ‰ – на дорогах I-а, I-б, I-в, II категорий; 5 ‰– на дорогах III, IV, V категорий с усовершенствованными дорожными одеждами; 20 ‰ – на дорогах IV, V категорий с переходными и низшими типами дорожных одежд. При этом длина прямой должна составлять не менее 150 м. 31. Расчет нежестких дорожных одежд по критерию упругого прогиба.
Критерий косвенно учитывает устойчивость к усталостным, силовым и пластическим деформациям, т.е. он является интегральным. Упругий прогиб под колесом расчетной нагрузки в расчетный период года не должен превышать некоторого допустимого значения l ≤ [l]
Считаем деформацию в упругой стадии в расчетный период. Для удобства расчетов вместо прогиба пользуются понятием модуля упругости ,тогда условие приобретает вид
Eф ≥ Етр ,
где Eф – фактический эквивалентный модуль упругости д.о.;
Етр – требуемый эквивалентный модуль упругости д.о.
Для того чтобы учесть надежность при работе конструкции в условие прочности вводится коэфф. запаса прочночти и окончательно критерий принимает вид Eф ≥ Етр∙Кз
Кз – коэфф. запасапрочности зависящий от уровня надежности, Кз > 1.
Фактический эквивалентный модуль можно определить экспериментально путем измерения прогиба в расчетный период. На стадии проекта Еф определяют расчетом используя теорию и номограммы расчета эквивалентных слоев.
Требуемый модуль это эмпирический параметр, кот. получен на основе обработки экспериментальных данных. Значение требуемого модуля зависит о след. Факторов Етр = f(к, А, Np)
К – степень капитальности д.о.;
А – вид расчетной нагрузки;
Np – интенсивность движения расчетной нагрузки.
В настоящее время при расчете Етр учит. интенсивность движения в сумме за весь срок эксплуатации в течение расчетного периода. Требуемый модуль определяют по формуле
Етр = 98,65[lg(∑Np)-C]
∑Np – суммарная интенсивность движения расчетного автомобиля в течение расчетного периода за весь срок эксплуатации;
С – параметр зависящий от степени капитальности д.о. и вида капитальной нагрузки. Чем выше капитальность и нагрузка тем меньше С.
При вычислении суммы ∑Np используются различные методики.
В РБ принята эмпирическая формула вида
Np – интенсивность движения расчетной нагрузки на последний год срока службы;
Кс – коэфф. учит. степень изменения интенсивности по годам;
Тсл – расчетный срок службы в годах;
q- показатель степени изменения интенсивности движения;
Тр.п. – продолжительность расчетного периода в течение года в днях;
Кп – коэфф. учит. вариацию интенсивности движения от среднего значения.
Np = f∙Nт ∙ Sсумм
f – коэфф. учит. число полос движение и расположения полосы;
Nт - интенсивность движения физических автомобилей на конец срока службы;
Sсумм – суммарн. коэфф. приведения к расчетной нагрузке
Nт = N0(1+0.01p) Тсл-1
;
q= (1+00.1p)
Тр.п. принимают по таблицам в зависимостиот района строительства (Тр.п. = 125..135)
Кп принимают в зависимости от категории дороги и степени капитальности д.о. (Кп = 1,1-1,5)
Т.о. вычисляется ∑Np и определяется Етр . Полученное значение Етр сравнивают с мин. допутимым его значением и окончательно в расчет принимают большее значение.
В качестве расчетного периода в РБ принята температура +10°С, следовательно, при расчете по критерию упругого прогиба все хар-ки мат-ов принимают при температуре +10°С.
Достоинства критерия: простота и определенное совпадение с экспериментал. исследованиями.
Недостатки: трудно поддается корректировке особенно при применении новых материалов и конструкций. Расчетный период работы является достаточно узким и не охватывает возможное накопление деформаций в другое время.