Акрополь в Афинах.

Архитектура и скульптура эпохи Перикла: Акрополь в Афинах (450-410 гг). Скульптура Фидия и Поликлета.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства, учебный видеоматериал на DVD носителях.

Учебные мастерские предполагают оснащение аудиторий следующим оборудованием: мольберты, осветительные приборы, натюрмортные фонды, гипсовые модели голов, гипсовые слепки частей лица и тела, предметы быта, драпировки, костюмы, головные уборы, парики накопительные фонды студенческих работ, специальная литература.

Материалы: бумага-ватман, кисти для акварели, кисти щетинные, акварельные краски, гуашь, пастель, палитры, емкости для воды, кнопки, мольберты.


 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Живопись»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства — в «эпоху Перикла» — продолжалось примерно также четыре десятилетия — с 450 по 410 г. до н.э. Художественные создания периода высокой классики отличались героической величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой. В эти годы творили великие мастера греческого искусства - скульпторы Фидий и Поликлет, зодчие Иктин и Калликрат.

Архитектура третьей четверти 5 в. до н.э. выступала как свидетельство победы разумной человеческой воли над природой. Не только в городах, но и среди дикой природы или на пустынных берегах моря ясные и строгие архитектурные сооружения господствовали над окружающим пространством, внося в него упорядоченный гармонический строй.

В течение третьей четверти 5 в. до н.э. были возведены постройки - Парфенон, Пропилеи, храм Бескрылой Победы. Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопоннесских войн.

447 г – начало строительства. Панафинейская дорога (через весь город, гл. узел – холм Акрополя). Дорога извилистая, не прямая.

План Афинского акрополя:1. Пропилеи. 2. Храм Ники Аптерос. 3. Эрехтейон. 4. Место расположения второго Гекатомпедона. 5. Парфенон

Афинский акрополь.

 

Все основные сооружения Акрополя были воздвигнуты между 449 и 421 гг. до н.э. Вновь построенный Акрополь должен был не только воплотить представление о могуществе и величии Афинской морской державы и утвердить передовые идеи греческой рабовладельческой демократии на высшей ступени ее развития, но и выразить — впервые в истории Греции — идею общеэллинского единства.

1) Парфенон(арх. Иктин и Калликрат) (447 - 438 гг. до н.э, отделочные работы до 432 г.) — храм Афины Девы, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же помещалась казна Афин. Доминанта Акрополя. Характерно для классики: храм как часть города (нет архаического контраста), цельность и связь отдельных частей символизируют единство полиса. Сразу при входе в Акрополь – огромная статуя Афины Промахос (Воительница – защитницы полиса) работы Фидия.

165. Иктин и Калликрат. Парфенон. 447—432 гг. до н. э. Вид с северо-запада.

Парфенон был расположен не прямо против входа на Акрополь, а в стороне, так что был виден от Пропилеи с угла. Это Давало возможность одновременно охватывать взглядом западный фасад и длинную (северную) сторону периптера.

Хотя проект храма был выработан архитекторами Иктином и Калликратом, подлинным вдохновителем и творцом был Фидий, который "всем распоряжался и за всем осуществлял надзор" (Плутарх). Храм предназначался для хрисоэлефантинной статуи Афины, изваянной Фидием. Все размеры здания согласованы с величиной статуи, поскольку изображение богини являлось исходной точкой всей композиции. Высота статуи – чуть больше 10 метров.

Храм представляет собой периптер, состоящий из 46 колонн дорического ордера, 8 колонн на фасадах и 17 сбоку, что соответствует классической формуле для боковых сторон: 8*2+1 .

Хотя Парфенон выполнен в дорическом стиле, у него есть много черт ионической архитектуры. Тяжелая дорика явилась здесь в наиболее приятной и легкой форме. Колоннада дорическая, но колонны несколько изящнее, тоньше и стройнее, контур эхина упруг и приятен. Вместо обычных 6 колонн фасада – 8. Богатство и пышность колоннады не свойственно суровому, монументальному и лаконичному дорическому ордеру.

"Тонкости" Парфенона. Курватуры. Чтобы добиться гармонии и архитектурного совершенства, зодчие прибегли к некоторым архитектурным хитростям. Так, например, все горизонтальные части здания от фундамента до карниза искривлены. Благодаря этим искривлениям создатель наполняет здания "дыханием жизни", наделяет его духом живого существа.

Колонны сужаются в своей верхней части, но в то же время в уровне 1/3 высоты колонны снизу есть энтазис, то есть утолщение. Все колонны наклоняются к центру, а угловые даже вдвойне, при этом, диаметр угловых колонн на 40 м больше диаметра боковых. (1,944 > 1,905) колонна состоит из 10-12 барабанов. Если бы колонны были идеально прямыми и ровными, то создавалось бы впечатление, что верхние части храма распахиваются наружу, а колонны бы казались накрененными и тяжелыми. Таким образом исправлены искажения, образуемые восприятием человеческого глаза.

Интерьер храма. В Парфеноне святилище – крайне просторное. Новшество объясняется тем, что статуя была гигантской (Афина в полном вооружении со статуей Ники на руке), а прямо перед статуей находился бассейн с водой для поддержания влажности и придания статуи большего великолепия посредством отражения в воде. Статую окружала двухъярусная колоннада в форме буквы П. Отделенное стеной западное помещение Парфенона служило хранилищем священных предметов (греч. « ? адитон»). Внутри него стояло два ряда ионийских колонн по четыре колонны в каждом.

Скульптура Парфенона:

Барельефы покрывают каждую правильную плоскость: метопы, фронтоны и даже фризы, что было новшеством Фидия и являлось скорее чертой ионического стиля. Фидий заведовал украшением храма, хотя и поручил выполнение скульптурного декора лучшим художникам Афин и других полисов. На метопах восточной стороны изображена гигантомахия, северной – взятие Трои греками, западной – амазономахия, южной – кентавромахия. Существует версия, что все четыре композиции символизируют борьбу греков с варварами Востока, а в более широком смысле борьбу хаоса и космоса.

Одним из скульптурных шедевров Парфенона является ионический фриз, опоясывающий архитрав внутренней стороны колоннады. Это творение Фидия представляет сцены из Панафинейской процессии. Представлены все сословия и все возрасты. Оч. чувствуется почерк Фидия. Низкий рельеф. Изокефалия. Идеальные граждане – равны, но не одинаковы. Вариативность – разные позы, складки, положение рук. Цезуры. Игра с деталями. Всадники – тот же принцип равноголовия, но не чувствуется нарушения благодаря цезурам. Предельная конкретность и предельная идеальность. Динамические композиции. Ясное, спокойное, величественное шествие. Гармоническая ясность и свобода, естественность.

Фронтоны Парфенона: западный – «Спор Афины и Посейдона за господство в Аттике», восточный – «Рождение Афины из головы Зевса». Плохая сохранность. Есть реконструкции.

 

 

2) Пропилеи(арх. Мнесикл) - здание, служившее входом на Акрополь, находилась библиотека и картинная галерея (пинакотека).

163. Мнесикл. Пропилеи Афинского акрополя. 437—432 гг. до н. э.

Центральный интерколумний (расстояние между соседними колоннами в колоннаде или портике в ордерной архитектуре) Пропилей шире . Постепенное сужение. Несколько уровней (внизу – вход в Пропилеи, вверху – выход на Акрополь). Один фронтон возвышался над другим – эффект лестницы, постепенное повышение. Колонны с торца, в середине – ионика. Гармония противоположных элементов.

 

3) Храм Ники Аптерос (арх. Калликрат)

162. Калликрат. Храм Ники Аптерос. Вид с востока.

Построен архитектором Калликратом между 449 и 421 гг. до н.э. Храм отчетливо выступал на фоне неба; четыре стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма, построенного по принципу амфипростиля (колонны с двух противоположных сторон), придавали зданию ясное, спокойное изящество.

 

Для Акрополя Фидий создал три статуи Афины. Самой ранней из них, созданной во второй четверти 5 в. до н.э., была упоминавшаяся выше Афина Промахос, стоявшая на площади Акрополя. Второй была меньшая по размерам Афина Лемния (то есть лемносская). Третья, Афина Парфенос (то есть Афина Дева), была создана в 40-е годы 5 в. до н.э., так как в 438 г. она уже была поставлена в храм.

179. Фидий. Голова Афины Лемнии. Третья четверть 5 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Болонья. Музей. Фотография сделана с бронзированного слепка в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Торс Афины Лемнии, дошедший до нас в римской мраморной копии (Дрезден), дает понятие о том совершенстве, с которым Фидий создал спокойно и торжественно стоящую монументальную статую. Прекрасен ясный и простой силуэт, легко читаемый на большом расстоянии; выразительно переданы внутреннее напряжение и сдержанная энергия движения. Эта статуя — пример совершенного разрешения тех задач, которые ставила еще ранняя классика, стремясь создать образ, сочетающий монументальное величие с конкретной жизненностью.

Афина Парфенос несколько отличалась от более раннпх Афин Фидия. Культовый характер статуи, стоящей в храме, требовал большей торжественности образа. Отсюда - включение в изображение Афины символических деталей: змея у ног Афины, фигуры Победы на ее протянутой правой руке, пышного шлема, венчающего ее голову, и т. п. Тем же определена и возвышенная бесстрастность образа, если верить довольно отдаленным репликам римского времени.


177. Афина Варвакион. Уменьшенная мраморная копия римского времени с Афины Парфенос Фидия, законченной после 438 г. до н. э. Афины. Национальный музей.

На круглом щите Афины была представлена битва греков с амазонками, полная бурного движения и непосредственного чувства жизни. Среди действующих лиц Фидий поместил отмдственного чувства жизни. Среди действующих лиц Фидий поместил отмеченное портретным сходством изображение Перикла и свой автопортрет, что было проявлением новых исканий, не характерных для реализма ранней и высокой классики и предвещающих приближение следующего этапа в развитии классического искусства.

Статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы, др.-греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος) — огромная бронзовая статуя работы Фидия наафинском Акрополе, воздвигнутая в 465—455 годах до н. э.. Стояла на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном.Афина была изображена в шлеме, со щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце. То есть Афина служила "маяком".