Потенциал любого уровня возникает как результат взаимодействия ресурсов, которые его обеспечивают.

Основные принципы развития потенциала предприятия.

Ж) Гибкость.

Е) Способность к восприятию достижений НТП.

Прогрессивные производства имеют более широкие перспективы развития.

Для развития этой способности необходимо:

1) накапливать определённый минимум техники, т.е. «критическую массу», способную вызвать «цепную реакцию» технического саморазвития;

2) создать в сфере материального производства определённые технические структуры, способные аккумулировать нововведения.

Это свойство свидетельствует о возможности предприятия к выпуску новой продукции с минимальными затратами и необходимостью закупки нового оборудования.

2.1 Экономический потенциал – это обобщённый показатель, который характеризует развитие продуктивных сил, в котором объединены природные, производственные, научно-технические, социально-политические и культурные возможности общества.

Экономический потенциал представляет собой многоуровневую систему.

Материальной основой экономического потенциала являются финансовые ресурсы, обозначенные в балансе предприятия, а величина потенциала – это результат их совокупных усилий, выраженный потенциальной прибылью, которая остаётся в распоряжении предприятия.

Нижним уровнем экономического потенциала является производственный потенциал, что предоставляет возможность производственной системе производить материальные блага, используя ресурсы производства.

Производственный потенциал включает:

- фондовый потенциал;

- трудовой потенциал;

- научно – технический потенциал (технологии);

- энергетический потенциал (энергоресурсы);

- информационный потенциал соответствующего уровня ( информационно- управленческое обеспечение).

Средним звеном является хозяйственный потенциал, т.е. совокупная возможность производственного потенциала предприятия и уровня его деловой активности (УДА) в условиях существующей маркетинговой среды (маркетинговый потенциал (МП)) удовлетворять потребности рынка в определённом объёме материальных благ и услуг, т.е.

ХП=ПП+МП+УДА

Хозяйственный уровень характеризуется потенциальным объёмом продаж.

Экономический потенциал формируется на институциональном уровне, который характеризуется потенциальным объёмом прибыли, который остаётся в распоряжении предприятия и складывается из инновационного, хозяйственного и финансового потенциала.

Для оценки ресурсов потенциала используется система частичных показателей, которые охватывают все находящиеся в распоряжении предприятия ресурсы: основные фонды, материальные запасы, трудовые и финансовые ресурсы.

Каждый показатель выполняет одну из трёх функций:

1) Характеризует уровень обеспечения предприятия тем или иным ресурсом согласно суммы его активов;

2) Выполняет специфическую функцию по характеристике поведения данного вида ресурса в условиях функционирования, который изменяется, (показатели ликвидности запасов товарно-материальных ценностей, производительности труда, материалоёмкости и др.);

3) Определяет степень эффективности на каждую гривну затрат, вложенных в производство (показатель прибыльности и рентабельности).

Определение экономического потенциала предприятия осуществляется на основание структурной модели деятельности и достигнутой нормы накопления в отчётном периоде.

Величина экономического потенциала может быть выражена через показатель потенциальной прибыли, что характеризует взаимосвязь экономического и производственного потенциала:

mn'ф+mN)/(s+1)

Где: mn – потенциальная прибыль;

м' – норма чистого дохода;

m – фактическая прибыль;

N – норма накопления;

s – стоимостная структура производства.

В составе экономического потенциала всегда присутствуют реинвестиционная и структурная часть.