Инновационная деятельность предприятия

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Факторы развития предприятия: экстенсивные и интенсивные

 

Существует два пути развития предприятия: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный путь развития - способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов. Возможности экстенсивного пути развития всегда ограничены наличием природных и трудовых ресурсов.

Интенсивный путь развития - способ увеличения объемов производства за счет качественных факторов экономического роста: применение прогрессивной (ресурсосберегающей) техники и технологии, достижений науки, научно-технической информации; повышение квалификации работников.


 

 

 

Инновация -конечный ре­зультат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствован­ного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Понятие «новшество», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Пе­риод времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие инновации как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впер­вые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов ин­новаций:

• использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

• внедрение продукции с новыми свойствами;

• использование нового сырья;

• изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

• появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельно­сти, получивший воплощение в виде нового или усовершенство­ванного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в прак­тической деятельности, либо в новом подходе к социальным ус­лугам.

Девиз инновации - «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новше­ство в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреб­лении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях.

Инновация не обязательно должна быть технической и вооб­ще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рас­срочку. Использование этой идеи буквально преображает эко­номику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации явля­ются их новизна, производственная применимость (экономичес­кая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запро­сам потребителей.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успеш­ной деятельности предприятия.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

радикальные (базисные) инновации, которые реализуют от­крытия, крупные изобретения и становятся основой формирова­ния новых поколений и направлений развития техники и техно­логии;

• улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

• модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, орга­низации производства.

2. По объекту применения:

• продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

• технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

• процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

• комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

отраслевые;

• межотраслевые;

• региональные;

• в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие вы­живание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

• стратегические инновации - это инновации, реализация ко­торых носит упреждающий характер с целью получения конку­рентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

•кономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбина­ций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инно­вационный подход играет возрастающую роль в развитых стра­нах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Инновационная деятельность- это процесс, направленный на реализацию результатов закончен­ных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовер­шенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельно­сти, а также связанные с этим дополнительные науч­ные исследования и разработки.

Главная предпосылка инновационной деятельности предпри­ятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому не­обходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учиты­вать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, тех­нологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распре­деления. Иными словами, должна проводиться своеобразная рен­тгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не про­сто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руково­дители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Инновационный процесс - процесс, в ходе которого производители в целях получения прибыли создают и продвигают новшества к их потребителям.