Понятие и принципы планирования
Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное
Управленческий персонал
Под кадрами предприятияпринято понимать основной штатный состав работников предприятия. В зависимости от выполняемых ими функций кадры предприятия делятся на следующие категории: рабочие основные и вспомогательные; руководители; специалисты; служащие. Перечисленные работники образуют (на производственных предприятиях) промышленно-производственный персонал.
Существует множество разновидностей структур органов управления предприятиями. Однако практически предприятие всегда возглавляется директором, либо президентом фирмы. В некоторых компаниях есть и президент, и генеральный (исполнительный) директор. Чаще всего директор имеет нескольких заместителей по отдельным направлениям деятельности предприятия, скажем, по технике и технологии (главный инженер, главный технолог), по производству, науке, экономике, финансам (главный бухгалтер), кадрам, материально-техническому обеспечению, по административно-хозяйственной части.
В аппарат управления, или, как принято говорить, административно-управленческий персонал,входят работники отделов и служб администрации предприятия.
Управленческие подразделения автопредприятия делятся обычно на производственные(начальники автоколонн, авторемонтных мастерских); функциональные(управляющие финансами, снабжением, сбытом, кадрами, технологическими разработками, делопроизводством, внешними экономическими связями).
Автотранспортное предприятие - сложная система, эффективное управление которой возможно только на основе планирования работы АТП с целью обеспечения сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели деятельности - удовлетворения потребностей в определенных видах перевозок или услуг и получения прибыли, необходимой для развития АТП.
Работа в рыночных условиях характеризуется тем, что планирование и прогнозирование деятельности АТП осуществляются на уровне предприятия, а не на уровне государства или отрасли.
Цель планирования на предприятии - разработка и построение системы планов АТП, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов его хозяйственной деятельности в течение длительного времени. Указанная цель достигается решением комплекса плановых задач по сбору, обработке и анализу информации для подготовки плановых документов, обоснования и принятия плановых решений.
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем.В качестве основных требований к разработке программ действий (или планов предприятия) им были названы пять принципов.
1. Принцип необходимостипланирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида деятельности.
2. Принцип единства плановпредусматривает разработку общего (или сводного) плана социально-экономического развития предприятия.
3. Принцип непрерывностипланирования заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и регулирования производства, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться в непрерывно изменяющейся среде.
4. Принцип гибкостипланов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности.
5. Принцип точностипланирования определяется как внутренними факторами, так и внешним окружением.
Р.Л. Акофф считает основными принципами принцип участия и холизма.
Принцип участия - никто ни может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя (при этом неважно, насколько хорошо).
Принцип холизмасостоит из двух частей - координации и интеграции. Каждая из них разделена на уровни, а каждый уровень - на объекты, различающиеся по выполняемым функциям, выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку. Координация охватывает взаимодействие объектов одного уровня, интеграция происходит между объектами различных уровней. Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одного из объектов организации нельзя планировать эффективно без взаимодействия с остальными объектами данного уровня. Принцип интеграцииопределяет, что планирование, осуществляемое на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.
На современном этапе выделяют следующие принципы планирования:
1. Принцип обоснованности - означает необходимость создания условий в системе планирования, обеспечивающих повышение обоснованности плановых решений;
2. Принцип экономичности (рациональности) -предполагает использование экономических критериев при выборе плановых решений из множества возможных вариантов;
3. Принцип информированности - обусловливает необходимость создания системы внутрифирменного обеспечения процесса принятия плановых решений;
4. Принцип обязательности исполнения плана -принятый к выполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия.