Понятие и принципы планирования

Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное

Управленческий персонал

Под кадрами предприятияпринято понимать основной штатный состав работников предприятия. В зависимости от выпол­няемых ими функций кадры предприятия делятся на следующие категории: рабочие основные и вспомогательные; руководители; специалисты; служащие. Перечисленные работники образуют (на производственных предприятиях) промышленно-производственный персонал.

Существует множество разновидностей структур органов управле­ния предприятиями. Однако практически предприятие всегда возглав­ляется директором, либо президентом фирмы. В некоторых компаниях есть и президент, и генеральный (исполнительный) директор. Чаще всего директор имеет нескольких заместителей по отдельным направ­лениям деятельности предприятия, скажем, по технике и технологии (главный инженер, главный технолог), по производству, науке, эконо­мике, финансам (главный бухгалтер), кадрам, материально-техниче­скому обеспечению, по административно-хозяйственной части.

В аппарат управления, или, как принято говорить, административ­но-управленческий персонал,входят работники отделов и служб ад­министрации предприятия.

Управленческие подразделения автопредприятия делятся обычно на производственные(начальники автоколонн, авторемонтных мастер­ских); функциональные(управляющие финансами, снабжением, сбы­том, кадрами, технологическими разработками, делопроизводством, внешними экономическими связями).


 

 

 

Автотранспортное предприятие - сложная система, эффективное управление которой возможно только на основе планирования работы АТП с целью обеспечения сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели деятельно­сти - удовлетворения потребностей в определенных видах перевозок или услуг и получения прибыли, необходимой для развития АТП.

Работа в рыночных условиях характеризуется тем, что планирова­ние и прогнозирование деятельности АТП осуществляются на уровне предприятия, а не на уровне государства или отрасли.

Цель планирования на предприятии - разработка и построение системы планов АТП, направленных на удовлетворение спроса потре­бителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов его хозяйственной деятельности в течение длительного времени. Ука­занная цель достигается решением комплекса плановых задач по сбору, обработке и анализу информации для подготовки плановых документов, обоснования и принятия плановых решений.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем.В качестве основ­ных требований к разработке программ действий (или планов предприятия) им были названы пять принципов.

1. Принцип необходимостипланирования озна­чает повсеместное и обязательное применение пла­нов при выполнении любого вида деятельности.

2. Принцип единства плановпредусматривает разработку общего (или сводного) плана социально-экономического развития предприятия.

3. Принцип непрерывностипланирования за­ключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и регулирования произ­водства, как и трудовая деятельность, являются взаи­мосвязанными между собой и должны осуществ­ляться в непрерывно изменяющейся среде.

4. Принцип гибкостипланов тесно связан с не­прерывностью планирования и предполагает возмож­ность корректировки установленных показателей и ко­ординации планово-экономической деятельности.

5. Принцип точностипланирования определя­ется как внутренними факторами, так и внешним окружением.

Р.Л. Акофф считает основными принципами принцип участия и холизма.

Принцип участия - никто ни может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя (при этом неважно, насколько хорошо).

Принцип холизмасостоит из двух частей - ко­ординации и интеграции. Каждая из них разделена на уровни, а каждый уровень - на объекты, различаю­щиеся по выполняемым функциям, выпускаемой про­дукции и обслуживаемому рынку. Координация охва­тывает взаимодействие объектов одного уровня, интеграция происходит между объектами различных уровней. Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одного из объектов организации нельзя планировать эффективно без взаимодействия с остальными объектами данного уровня. Принцип интеграцииопределяет, что планирование, осу­ществляемое на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Сочетание принципов координации и интегра­ции дает известный принцип холизма. Чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее плани­ровать одновременно и во взаимозависимости.

На современном этапе выделяют следующие принципы планирования:

1. Принцип обоснованности - означает необхо­димость создания условий в системе планирова­ния, обеспечивающих повышение обоснованно­сти плановых решений;

2. Принцип экономичности (рациональности) -предполагает использование экономических кри­териев при выборе плановых решений из множест­ва возможных вариантов;

3. Принцип информированности - обусловлива­ет необходимость создания системы внутрифир­менного обеспечения процесса принятия плановых решений;

4. Принцип обязательности исполнения плана -приня­тый к выполнению план предприятия (подразде­ления) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия.