Инфраструктура предприятия

Производственная структура

Производственная структура каждого АТП устанавливается в соответствии с его мощностью и с учетом степени кооперирования производственного процесса с другими смежными предприятиями.

Расположение (планировка) цехов и служб разрабатывается на основе технологического процесса с учетом объективных факторов местного характера (участка застройки, организации движения по близлежащим улицам и внутри предприятия и др.) и указывается на генеральном плане предприятия.

Планировка каждого цеха и производственного участка разрабатывается на основе принятого технологического процесса цеха с учетом его производственной мощности и взаимосвязи с другими цехами предприятия. Ввиду сравнительно невысокой мощности производственных цехов, а потому и небольшого объема работ, но обслуживанию производства часто вспомогательные службы включаются в состав основных производственных цехов и участков.

 

 

Инфраструктура предприятия- это подразделения по обслу­живанию основного производства, а также социальному обслу­живанию коллектива. Соответственно различают производствен­ную и непроизводственную инфраструктуру предприятия.

Производственная инфраструктураимеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производ­ственного процесса. Работы по обслуживанию основного произ­водства выполняются вспомогательными подразделениями и об­служивающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материаль­но-технического снабжения и сбыта продукции.

Совершенствование производственной инфраструктуры явля­ется одним из факторов улучшения деятельности предприятия.

Службы материально-технического снабжения и сбыта про­дукции играют важную роль не только в нормальном функцио­нировании производственного процесса. Они оказывают суще­ственное влияние на величину издержек производства путем со­здания и поддержания оптимального запаса при минимуме затрат, обеспечивая при этом надлежащее складирование, хранение и учет материальных ресурсов и готовой продукции.

Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта. От уровня организации инструментального хозяйства и качества инструмента зависят интенсивность исполь­зования оборудования, технологические параметры его работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы предприятия.

Основной задачей ремонтного хозяйства является обеспече­ние бесперебойной работы всего парка машин и оборудования за счет проведения планового ремонта и текущего обслуживания. Для предупреждения нерациональных потерь в производстве и сокращения затрат на ремонт служит система планово-предуп­редительного ремонта, которая включает различного вида рабо­ты по техническому уходу и ремонту оборудования по заранее составленному плану с целью обеспечения эффективной эксплуа­тации оборудования.

Кроме того, ремонтное хозяйство выполняет текущий ремонт и обслуживание зданий, сооружений, производственных и слу­жебных помещений. Капитальный ремонт зданий, как правило, осуществляется с помощью специализированной ремонтной орга­низации.

Энергетическое хозяйство обеспечивает потребности предпри­ятия в электро- и теплоэнергии, технологическом паре, сжатом воздухе, техническом кислороде, природном газе. Однако целе­сообразнее по возможности заключить длительный договор на обслуживание с крупными производителями на поставку энерго­носителей.

Непроизводственная инфраструктура предприятиясоздается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает жилищно-коммунальные структуры, детские сады, ясли, медицинские пункты, поликлиники, больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, оздоровительные комплексы, столовые, буфеты, учебные заведения и другие необходимые службы. Непроизводственная инфраструктура является важной состав­ляющей общей структуры предприятия, обеспечивающей нор­мальную жизнедеятельность коллектива. Наличие важнейших элементов непроизводственной инфраструктуры на предприятии создает возможность и дает уверенность его работникам удов­летворять жизненно необходимые социальные потребности, тем самым создавая предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива.

В последние годы в силу сложного финансового состояния российских предприятий, значительная часть которых просто убыточна, прекращают деятельность некоторые службы непро­изводственной инфраструктуры или передают их в ведение муниципальных органов власти. Такое развитие событий, как правило, ухудшает социальное обслуживание работников пред­приятий.