Показатели оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств

Контроль за использованием оборотных средств

Источники формирования собственных оборотных средств

Источниками формирования собственных оборотных средств являются:

прибыль данного предприятия;

прибыль других предприятий, полученная в порядке ее распределения вышестоящими организациями;

устойчивые пассивы;

 

краткосрочные кредиты и другие средства.

На автомобильном транспорте к устойчивым пассивам относятся:

минимальная задолженность по заработной плате рабочим и служащим;

минимальная задолженность по отчислениям на социальное страхование;

минимальный остаток резерва на восстановление износа и ремонта автомобильных шин;

резерв предстоящих платежей за отпуска рабочим и служащим;

переходящая задолженность кредиторам.


Контроль осуществляется вышестоящими организациями и соответствующими финансовыми органами и банками.

Контроль за использованием оборотных средств включает проверку наличия оборотных средств на предприятии и правильность их использования.

Контроль по группе нормируемых оборотных средств осуществляется путем сопоставления оборачиваемости средств за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом.

Оборотные средства предприятий совершают непрерывный кругооборот, постепенно меняя свою натуральную форму. Они последовательно проходят три стадии:

1) обращения, в которой оборотные средства переходят из денежной формы в форму производственных запасов;

2) производства, в которой материальные запасы расходуются в производстве и превращаются в готовую продукцию (на автотранспорте — в транспортную работу);

3) обращения, в которой производственная продукция превращается в денежные средства, которые вновь используются для пополнения производственных запасов.

Кругооборот оборотных средств в сфере автомобильного транспорта имеет свои отличительные признаки, обусловленные экономической природой транспортной продукции и особенностями процесса ее производства. Так как продукция транспорта имеет только стоимостную форму и не имеет вещественной, то на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т, е. со второй стадией. В связи с этим в сфере автомобильного транспорта оборотные средства имеют две стадии оборота.

Оборачиваемость оборотных средств характеризуется тремя взаимосвязанными показателями; скоростью, временем оборота и размером оборотных средств, приходящихся на 1 руб., доходов предприятия.

Скорость оборота определяется числом оборотов (коэффициентом оборачиваемости) за месяц (квартал, год), совершаемых оборотными средствами:

 

 

где ΣД — сумма доходов предприятия за рассматриваемый период времени без отчислений от доходов в размере 2%, направляемых на строительство дорог, руб., Фоб — сумма оборотных средств, привлеченных для выпуска продукции, руб.

По сути, количество оборотов оборотных средств представляет собой сумму реализованной продукции на 1 руб. оборотных средств предприятия,

Время оборота определяется в днях делением числа календарных дней отчетного периода Тк на число оборотов:

 

 

Третий показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости и называемыйкоэффициентом загрузки оборотных средств, характеризует количество оборотных средств, приходящееся на 1 руб. доходов предприятия: