Структура оборотных фондов

Производственные средства, которыми располагают АТП, совершают в плановом порядке непрерывный кругооборот, последовательно проходя денежную, производственную и товарную формы.

Кругооборот и воспроизводство оборотных средств

 

На первой стадии происходит приобретение предметов труда на имеющиеся денежные средства предприятия.

На второй стадии приобретенные предметы труда выступают в роли производственных запасов (топлива, запчастей, материалов и т.д.). На этой стадии в производство включается рабочая сила, которой выплачивается за-

работная плата. При соединении рабочей силы с производственными запасами начинается производственный процесс, в результате которого получается продукт (товар), который на автомобильном транспорте отсутствует.

На третьей стадии, которой заканчивается кругооборот, АТП получает денежные средства с определенной долей прибыли в результате производственного процесса.

В производственном процессе предприятия производственные фонды переходят в фонды обращения, а последние вновь поступают в сферу производства для нового кругооборота.

Производственные оборотные фонды и фонды обращения совершают единый кругооборот, что позволяет объединить их в одну группу средств предприятия – оборотные средства.

Оборотные средства – это та часть предприятия, которая вложена в производственные оборотные фонды и фонды обращения.

В общем составе производственных фондов, оборотные фонды в системе автомобильного транспорта составляют до 10%. Основную долю оборотных фондов составляют производственные запасы 96-98%, незавершенное производство 1-2%, расходы будущих периодов 1-2%.

При изучении структуры оборотных фондов рассматривается структура производственных запасов, так как это основной вид средств производства предприятия. Производственные запасы состоят из различных элементов и знание их соотношения помогает определить основные направления по улучшению использования оборотных средств.

Соотношение между отдельными элементами оборотных фондов, выраженное в процентах к итогу, называется структурой оборотных фондов.

Структура оборотных фондов может быть различной в автотранспортных предприятиях даже одной географической местности. Это объясняется тем, что на структуру оказывает влияние состав автомобильного парка, организация транспортной работы, степень технической вооруженности, уровень организации производства, ремонт подвижного состава, техническое снабжение и т.д.

Структура производственных запасов в АТП общего пользования характеризуется примерно следующими данными:

Материалы – 20-22%;

Топливо – 5-6%;

Запчасти, агрегаты – 30-40%;

Автошины – 8-10%;

Малоценный и быстро-

изнашивающийся инст-

румент и инвентарь – 25-30%.

В отличие от промышленных предприятий, основную долю в структуре производственных запасов занимают запчасти. Такая особенность в составе оборотных фондов обуславливается особенностями отрасли автомобильного транспорта, где не имеется сырья и материалов, как в промышленности для основного производства.

Для авторемонтного производства структура оборотных средств иная, основную долю занимает сырье и материалы – 65%.