Конкурентоспособность продукции
Предприятия стремятся к достижению максимально высокого эффекта в использовании совокупности ресурсов находящихся в их распоряжении, для обеспечения конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества могут быть:
- конструктивными;
- технологическими;
- информационными;
- квалификационными;
- управленческими;
тотальными.
Выявляют две стороны конкурентного преимущества:
1. Внешнее. Базируется на тех свойствах товара, которые представляют особую ценность для потребителя.
2. Внутреннее. Достигается за счет снижения себестоимости.
Внешнее конкурентное преимущество позволяет иметь цену более высокую, чем у конкурента без ущерба для спроса.
Внутреннее преимущество дает возможность снизить цену по сравнению с конкурентами и обеспечить дополнительный спрос.
Конкурентное преимущество целесообразно определять на основе объективного показателя конкурентоспособности.
Проблема повышения качества продукции в России в настоящее время является наиболее острой и злободневной.
Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Высокий уровень качества продукции для государства означает ускорение НТП, повышение эффективности общественного производства и экспорта, могущество и процветание.
Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей ее качества.
Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения, для чего на практике в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:
измерительный метод (при помощи инструментов, приборов);
регистрационный метод, который основан на регистрации и подсчете: числа определенных событий или предметов;
вычислительный метод основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции;
органолептический метод предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.
социологический метод осуществляется на основе сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или возможных потребителей;
экспертный метод реализуется группой специалистов, например, дизайнеров, дегустаторов.
На практике для оценки уровня качества продукции используют обобщающие и единичные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам и др.
Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции.
Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции.
Уровень качества продукции– относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей.
Оценка уровня качества продукции – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.
Технический уровень продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями.
В современных условиях одним из критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции служит конкурентоспособность продукции.
Конкурентоспособность- это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».
Конкурентоспособность предприятия -способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный потенциал.
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.
Известно несколько способов определения этого важнейшего показателя.
Первый способ. Критерием для определения конкурентоспособности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения:
,
где ЦП – цена потребления;
ЦПР – цена продажная;
ИП – издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.
Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара и уровень его качества.
Третий способ. Основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.
,
где КП – комплексный показатель уровня качества товара;
КПЭ – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;
КПТ – комплексный показатель технического уровня;
КПН – комплексный показатель надежности.
Четвертый способ. При этом методе уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров.