Структура рынка: потребительский рынок, рынок производителей
Концепция рыночного поведения предприятия
Для понимания закономерностей рынка целесообразно рассмотреть возможные концепции рыночного поведения предприятий, т. е. те основополагающие принципы, которыми может руководствоваться предприятие в своей деятельности на рынке предоставляемых услуг.
Известны, пять основных концепций рыночного поведения:
- совершенствование производства;
- совершенствование товара (услуги);
- интенсификация коммерческих усилий или сбыта;
- маркетинг;
- социально-этический маркетинг.
Концепция совершенствования производства. Основой применения концепции является утверждение, что потребители будут благосклонны к товарам (услугам), которые широко распространены и доступны по цене.
Предпосылки реализации предприятием концепции совершенствования производства:
а) предприятие направляет свои основные усилия на совершенствование производственного процесса и повышение эффективности системы распределения;
б) спрос превышает предложение, в этом случае необходимо направить усилия на увеличение объема производства, товаров (услуг);
в) себестоимость товара (услуг) высока и требуется ее снижение, для чего необходимо повышение производительности труда.
Например, основа производственной концепции Г. Форда состояла в снижении себестоимости до такого уровня, при котором автомобиль стал бы доступным широкому кругу потребителей. Однако этот период характеризовался однообразием выпускаемых автомобилей.
Одной из главных задач коммерческих служб предприятий автомобильного транспорта является изучение потребителей услуг АТП и особенностей их рыночного поведения.
Диапазон потребителей услуг автомобильного транспорта чрезвычайно широк. Автотранспортные услуги потребляются и индивидуальными пользователями (отдельными лицами, семьями), и предприятиями всех без исключения отраслей хозяйства, и другими транспортными предприятиями, и государственными учреждениями. Поведение потребителей каждой из этих групп при выборе автотранспортного предприятия и принятии решения о заключении договора перевозки, а также их требования к предоставляемым услугам, условиям обслуживания и т. д. имеют свои особенности.
Число покупателей услуг предприятий грузового автотранспорта на этом рынке относительно мало, невелик и объем услуг, приобретаемых ими. Номенклатура услуг ограничена. Этот рынок не является доминирующим в деятельности грузовых автотранспортных предприятий. Вместе с тем игнорировать его существование нецелесообразно. Поэтому рассмотрим этапы процесса покупки автотранспортных услуг и побудительные факторы маркетинга, оказывающие влияние на выбор, который делает потребитель.
Возникновение потребностейв приобретении автотранспортных услуг (первый этап процесса покупки услуги) имеет у индивидуальных потребителей ярко выраженный временный и сезонный характер.
Временные потребности возникают от случая к случаю, например, для перевозки мебели, бытовой техники, при строительстве дач и т. п. В этих случаях потребители обращаются к услугам автотранспортных предприятий (предпринимателей) или транспортных агентств.
Сезонные потребности имеют место, например, при массовом выезде горожан на дачи или при завершении дачного сезона.
На втором этапе - этапе поиска информации - покупатель автотранспортных услуг начинает искать информацию как об автотранспортных предприятиях, выполняющих необходимые ему услуги, так и о самих услугах, доступных на рынке. Индивидуальный потребитель обычно пользуется следующими источниками информации:
• реклама в средствах массовой информации и в специальных рекламных газетах;
• знакомые, друзья, родственники. Информация, полученная от этих источников, воспринимается, как наиболее достоверная;
• собственный опыт. Если когда-либо потребитель уже прибегал к услугам данного предприятия, то он может обратиться в то же самое АТП.
На стадии поиска информации потребителя обычно интересуют следующие вопросы:
• ассортимент услуг. Поскольку потребности индивидуального потребителя не очень разнообразны, то и требования к ассортименту услуг невелики. В основном эти требования сводятся к необходимости выполнения силами перевозчика погрузочно-разгрузочных и такелажных работ;
• стоимость необходимых ему услуг;
• время выполнения услуг (в течение какого периода времени будет выполнена перевозка и оказаны другие услуги с момента подачи заявки).
После сбора необходимой информации потребитель производит ее оценку. Решающее значение на этом этапе приобретает обычно источник получения сведений. Более высокую оценку получает перевозчик, услугами которого пользовались родственники, знакомые, друзья или сами потребители. Как правило, и оценка информации, и принятие решения происходят на «бытовом» уровне, без использования специальных методов анализа.
В результате пользования услугами АТП у потребителя может сложиться как хорошее, так и безразличное или отрицательное впечатление. Для того чтобы потребитель остался доволен качеством обслуживания, перевозчик должен в точности выполнить все оговоренные виды работ (услуг): соблюсти сроки выполнения перевозки, предоставить весь набор необходимых услуг, определить приемлемую стоимость обслуживания.
Рисунок 3 – Возможные варианты выбора перевозчика
Необходимо отметить, что для конкретного индивидуального потребителя в процессе покупки автотранспортных услуг могут отсутствовать этапы поиска и оценки информации. При возникновении потребности в перевозке потребитель может сразу обратиться в ближайшее или известное ему автотранспортное предприятие или транспортное агентство. Он может также воспользоваться автомобильным транспортом магазина или того продавца, у которого он приобретает товар. Кроме того, потребитель может найти перевозчика «на улице», т. е. договориться прямо на дороге с владельцем грузового автомобиля о перевозке. На рисунке 3 представлены возможные варианты выбора перевозчика.