Порядок создания и ликвидации предприятий
Образованиеновых предприятий и расширение действующих определяются такими факторами, как:
наличие неудовлетворенного спроса на продукцию (услуги);
наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;
уровень развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.
Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение.
Решение о формировании новых предприятий принимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприятия, закупки достаточных запасов сырья, материалов, найма рабочей силы. На базе первоначальных капитальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия. Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях - за счет ассигнований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а также получить кредиты, погашаемые впоследствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества. За счет привлечения дополнительных денежных средств предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды.
При образовании нового предприятия преследуются в основном следующие цели:
1. увеличение выпуска продукции, в которой нуждаются потребители, и получение дохода за счет ее реализации;
2. вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым социальной проблемы трудоустройства;
3. вовлечение в производство имеющихся дополнительных природных ресурсов;
4. изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием передовых достижений науки и техники:
5. удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих небольшие предприятия (типа товариществ) для индивидуальной или совместной деятельности.
Создание предприятия (организации) базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество (на праве собственности; праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.). Необходимость создания предприятия обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции – производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка, заказами государства и конкретных потребителей.
Создание нового предприятия (независимо от форм собственности и его будущих собственников - владельцев) проходит, как правило, несколько этапов:
1. возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
2. изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
3. изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
4. подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);
5. подбор соучредителей предприятия (организации);
6. определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;
7. разработка учредительных документов и бизнес-плана;
8. проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
9. осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;
10. изготовление печатей, штампов;
11. постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и др.
Важным документом, предваряющим начало деятельности предприятия, служит бизнес-план, в котором наиболее подробно рассматриваются:
1. цели и задачи предпринимательской деятельности;
2. пути и способы достижения поставленных целей;
3. сроки осуществления;
4. характеристика предпринимательского продукта (работ и услуг);
5. конъюнктура рынка и др.
Важное место в процессе создания предприятия имеет, подбор руководящих работников предприятия, специалистов, определение их функций, прав, ответственности, наем на работу других сотрудников, установление форм и методов их стимулирования (мотивации), разработка правил внутреннего распорядка в соответствии с действующим законодательством, формирование условий и подсистем механизма функционирования предприятия.
Прекращение деятельности данного предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации. Под реорганизацией предприятия понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Под ликвидацией предприятия как юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке
правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1. по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
2. в связи с истечением сроков, на которые создано юридическое лицо;
3. в связи с достижением цели, ради которой было создано юридическое лицо;
4. в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
5. по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и другими правовыми актами;
6. вследствие признания судом юридического лица, являющегося коммерческой организацией, несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, о чем рассказано ниже.
Требования о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пунктах 1-6, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом дано право на предъявление такого требования.
Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие
решение о ликвидации предприятия, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную
регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие
находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия,
назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию
(ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и
сроки ликвидации предприятия.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде, помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроках предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации предприятия.
Ликвидационная комиссия письменно должна уведомить кредиторов о ликвидации предприятия, принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. А после окончания срока для предъявления требований кредиторов - составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшим решение о ликвидации предприятия, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен в ст. 63 ГК РФ.
При ликвидации предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очерёдности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;
в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются, после удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого предприятия.
Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ. Казенное предприятие не может быть признано по решению суда несостоятельным (банкротом).
Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
2. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия
Российское законодательство в экономической области в настоящее время проходит период становления. Постоянно принимаются новые законы и подзаконные акты, которые планомерно покрывают области правового регулирования хозяйственной деятельности субъектов права. В законотворчестве проявляется тенденция поставить нормативные акты на службу хозяйствующим субъектам. Законы становятся все более прямого действия и требуют все меньше подзаконных актов, инструкций, правил и толкований для того, чтобы сократить путь от их официального принятия до практического применения.
Новый Гражданский кодекс РФ послужил основанием для изменений практически всего транспортного законодательства. С его принятием значительно активизировалась законотворческая деятельность в транспортном комплексе России. Были приняты уставы и кодексы почти всех видов транспорта. Ведется разработка законопроектов и в области автомобильного транспорта. В сферу его законотворческой деятельности попали такие направления автотранспортной отрасли, как концессии в дорожном хозяйстве, организация платных автодорог, городской пассажирский транспорт, промышленный транспорт, смешанные (комбинированные) перевозки, транспортно-экспедиционная деятельность и другие.
Примерами нормативно правовых актов являются следующие документы: Закон Красноярского края от 22 декабря 1998г №5-230 «об автомобильном и городском электрическом транспорте в Красноярском крае» (с изменениями от 28.02.2001); Постановление администрации Красноярского края от 24 сентября 2001г №670-П «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» (с изменениями от 25 августа 2004г); Приказ Министерства РФ от 24 июня 2003г №153 «об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте».