Издержки и доход предприятия. Виды издержек. Издержки в долгосрочном и краткосрочном периоде.

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ

«ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ

РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ»

 

1. Предприятие: понятие, цель и функции. Классификация предприятий. Создание и ликвидация предприятий.

2. Издержки и доход предприятия. Виды издержек. Издержки в долгосрочном и краткосрочном периоде.

3. Теория прибыли. Экономическая (чистая) и бухгалтерская прибыль. Доход и его формы.

 

 

 

В самом общем виде затраты можно определить как совокупность расходов, которые несёт производитель для выпуска намеченного объёма продукции.

Издержками называют денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого осуществляется производство и реализация продукции.

Понятие издержек как обособившейся части стоимости товара связано с работами К.Маркса. К.Маркс различает издержки общества и издержки предприятия, или капиталистические издержки.

Издержки производства (С) – это затраты на производство и реализацию продукции.

Различные взгляды на издержки:

Классики политэкономии под издержками понимали средние общественные затраты на единицу, т.е. то, чего стоила отдельная единица продукции на среднем предприятии или чему равны средние издержки на всех предприятиях, принадлежащих отрасли.

Согласно марксистской концепции издержки производства – то, чего стоит товар капиталисту, т.е. сумма расходов на приобретение средств производства и рабочей силы. От специфических капиталистических издержек Маркс отличает действительные издержки производства товара (затраты труда), образующие его стоимость.

У маржиналистов издержки предстают как психологическое явление, основанное на предельной полезности. Сумма, уплачиваемая фирмой за факторы производства, определяется предельной полезностью, которой они обладают с точки зрения продавца.

Австрийский теоретик Ф.Визер разработал субъктивную теорию издержек альтернативных возможностей, согласно которой действительные издержки производства товара равны наивысшей полезности тех благ, которые общество могло бы получить, если бы по-другому использовало затраченные производственные ресурсы.

Неоклассические концепции издержек производства рассматривают их как сумму затрат (постоянных и переменных) на приобретение факторов производства.

В последнее время широкую известность приобрела теория трансакционных издержек, разрабатываемая представителями неоинституционализма. Сюда относятся главным образом издержки обращения, т.е. расходы по реализации товара (реклама, содержание рынков и т.д.). Функция рынка заключается в экономии трансакционных издержек.

В экономической теории выделяют экономический и бухгалтерский подходы к издержкам производства. Бухгалтерский подход основан на определении величины бухгалтерских (явных) издержек. Экономический подход основан на выявлении того, какую максимальную ценность можно было бы получить при альтернативном использовании израсходованных фирмой факторов производства.

Явные издержки (бухгалтерские, внешние) – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны. Сюда входят: заработная плата наемным рабочим; оплата сырья и материалов; оплата транспортных, финансовых, юридических услуг и другие.

Неявные издержки – издержки неиспользования ресурсов, принадлежащих владельцу фирмы. Неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчётности. Величина неявных издержек определяется тем доходом, который могли бы принести данные ресурсы при их наиболее выгодном альтернативном использовании. Сюда можно отнести: процент на собственный капитал, арендную плату, плату за менеджерскую работу самого предпринимателя.

Сумма явных и неявных издержек даёт экономические издержки:

Сэк. = Сбухг. + Снеявн..

Невозвратные (безвозвратные) издержки – одноразовые издержки, которые не могут быть возвращены даже при закрытии предприятия, не имеют альтернативной стоимости и не включаются в экономические издержки. К ним относят, например, затраты на изготовление вывески с названием фирмы.

В экономические издержки включается нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе (%-т на собственный капитал, возможная арендная плата за сдачу внаём собственного здания, доход от продажи собственных услуг труда и др.).