Теория финансов предприятия.

Методы установления цен

 

1) Метод основанный на определении наценок – это когда определяется базовая цена на определённый вид изделия, а затем в зависимости от потребностей заказчика при выполнении дополнительных работ увеличивается базовая цена.

2) Метод на основе «ощущаемой ценности» товара – цены устанавливаются независимо от фактических затрат, а исходя из спроса на данный вид продукции.

3) Метод установления цены на уровне текущих цен – когда цены устанавливаются независимо от затрат, а на уровне цен других производителей аналогичной продукции

4) Установление цены на основе метода «запечатанного конверта» - данный вид ценообразования используется при участии в тендерах, когда все участники предоставляют свои цены в «запечатанных конвертах» из которых за тем организаторы торгов выбирают лучшее предложение и лучшие цены.

 

 

В теории считают, что любая деятельность предприятия оказывает влияние на макроэкономические показатели и должна способствовать:

1) Увеличению национального дохода и росту ВВП и ВНП.

2) Возможности существования всего государства и выполнению им своих функций

3) Обеспечение простого и расширенного воспроизводства

4) Развитие национальной науки и ускорению НТП.

5) Повышению материального благосостояния всех слоев населения

6) Решение социальных проблем.

 

Основная цель деятельности в условиях рынка:

 

Удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение собственной финансовой устойчивости.

 

Для достижения цели все предприятия обязаны:

 

1) Выпускать качественную продукцию и обновлять её в соответствии со спросом.

2) Рационально использовать финансовые ресурсы с учетом их взаимозаменяемости

3) Разрабатывать стратегии и тактики поведения предприятия на рынке, в соответствии с его особенностями.

4) Постоянно внедрять все новое и передовое в производство и управление.

5) Постоянно заботится о своих сотрудниках, их благосостоянии, повышении квалификации и создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

6) Обеспечивать конкурентоспособность предприятия

7) Проводить гибкую ценовую политику

 

Факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности предприятия:

Первая группа: внутренние факторы, или факторы зависящие от деятельности предприятия:

 

1) Личность руководителя

2) С ускорением НТП

3) Принятая на организации система организации труда и управления

4) Организационно-правовая форма организации

5) Специфика производства и отрасли

6) Качество и конкурентоспособность продукции

7) Амортизационная, учетная и инвестиционная политика.

 

Вторая группа: внешние (независящие от деятельности предприятия)

 

1) Конъектуры мирового и внутреннего рынка

2) Политическую обстановку

3) Инфляционные процессы и экономическая политика государства

 

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий:

 

1) Налоговая система

2) Политики ценообразования

3) Внешнеэкономической деятельности

4) Денежное обращения

5) Кредитования

6) Формы платежей и расчетов

7) Организация обращения ценных бумаг

8) Бюджетное финансирование и государственная поддержка

9) Состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов

10) Государственные гарантии

11) Лицензирование отдельных видов деятельности

 

 

Механизмы воздействия гос. Воздействия:

 

- Экономические (косвенные)

- Административные (прямые) методы.

 

 

Экономические методы:

 

- Налоги

- Способы перераспределения доходов и ресурсов

- Государственная предпринимательская деятельность

- Кредитно-денежная политика

 

Административные методы (когда экономические неэффективны)

 

- Ограничения

- Запреты

- Лимиты

- Квотирование

 

Принципы организации финансов предприятия

 

- Принцип финансовой самостоятельности

- Заинтересованности в финансово-хозяйственной деятельности

- Принцип самофинансирования

- Принцип ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности.

- Разграничение средств основной и инвестиционной деятельности

- Деление капитала предприятия на оборотный и внеоборотный

- Контроль за результатами деятельности предприятия

- Наличие целевых денежных фондов предприятия

 

Виды финансовых взаимоотношений предприятий

 

- Между предприятиями и бюджетной системой – осуществление гос. Поддержки предприятия и бюджетном финансировании

- Между предприятиями и другими хозяйствующими субъектами

- Между предприятиями и финансово-кредитной системой

- Внутри объединений предприятий

- Внутри предприятия

o С работниками предприятия

o Между структурными подразделениями

- Между предприятием и страховым сектором

- Между предприятием и налоговой системой

- Отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами.

 

Взаимоотношения строятся на следующих принципах:

 

- Принцип хозяйственной самостоятельности – заключает в том, что все предприятия самостоятельно определяют свои расходы и источники их финансирования.

- Принцип самофинансирования – заключается в окупаемости затрат за счет собственных средств и привлекаемых банковских и коммерческих кредитов

- Принцип материальной заинтересованности – основная цель любого предприятия - получение прибыли

- Принцип материальной ответственности – все предприятия должны нести ответственность за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности.

- Принцип обеспечения финансовых резервов – все предприятия обязаны формировать различные фонды для своевременного погашения своих обязательств

 

Финансовая политика предприятия

 

Два вида:

 

Политика доходов – заключается в максимизации и прибыли по всем возможным направлениям

 

Политика расходов – заключается максимизации прибыли за счет снижения затрат

 

 

Цель разработки финансовой политики

 

Построение эффективной системы управления финансовыми ресурсами предприятия.

 

Задачи финансовой политики:

 

1) Максимизация прибыли

2) Оптимизация структуры капитала и обеспечение его устойчивости

3) Достижение прозрачности финансово- экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей(, инвесторов, кредиторов.

4) Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия

5) Создание эффективного механизма управления предприятием

6) Использование рыночных механизмов, для привлечения ресурсов в оборот предприятия

 

 

Направления разработки финансовой политики:

 

- Анализ финансово-экономического состояния предприятия

- Разработка учетной и налоговой политики

- Выработка кредитной политики

- Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью

- Управление издержками, включая выбор амортизационной и дивидендной политики

 

Финансовые механизмы – система управления финансами предприятия посредством использования совокупности форм и методов с целью эффективного воздействия на конечные результаты производства в соответствии с требованиями экономических законов.

Финансовые механизмы состоят из 5 элементов.

 

1) Финансовые отношения

Они строятся на страховании, кредитовании, налогообложении и инвестировании

2) Финансовые рычаги

Инструменты, которые используются в финансовых методах и которые включают в себя различные экономические показатели, с помощью которых можно оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия. В международной практике под финансовыми рычагами понимают любой контракт, из которого возникает финансовый актив для одного предприятия, или финансовое обязательство или инструмент капитального характера (то есть связанные с участием в капитале) для другого.

 

В России финансовые инструменты включают в себя:

 

- Первичные инструменты

o Дебиторская задолженность

o Кредиторская задолженность

o Акции

o Облигации

- Производные

o Финансовые опционы

o Фьючерсы

o Форварды

o Процентные и валютные свопы

 

Финансовые активы могут быть в виде:

 

1) Денежных средств

2) В виде контрактов на получение денежных средств

3) Контрактного права обмена финансового инструмента на финансовый инструмент другого предприятия

 

Под финансовыми обязательствами понимают любое обязательство передать или обменять финансовый актив.

 

Операции с финансовыми инструментами осуществляются только на основании справедливой стоимости.

 

Рыночная стоимость – сумма, которую можно получить от продажи или необходимо заплатить на активном рынке.

 

Справедливая стоимость – сумма, на которую может быть обменен актив или погашено обязательство при заключении добровольной сделки между независимым сторонами при сопоставимых условиях.