Теория финансов предприятия.
Методы установления цен
1) Метод основанный на определении наценок – это когда определяется базовая цена на определённый вид изделия, а затем в зависимости от потребностей заказчика при выполнении дополнительных работ увеличивается базовая цена.
2) Метод на основе «ощущаемой ценности» товара – цены устанавливаются независимо от фактических затрат, а исходя из спроса на данный вид продукции.
3) Метод установления цены на уровне текущих цен – когда цены устанавливаются независимо от затрат, а на уровне цен других производителей аналогичной продукции
4) Установление цены на основе метода «запечатанного конверта» - данный вид ценообразования используется при участии в тендерах, когда все участники предоставляют свои цены в «запечатанных конвертах» из которых за тем организаторы торгов выбирают лучшее предложение и лучшие цены.
В теории считают, что любая деятельность предприятия оказывает влияние на макроэкономические показатели и должна способствовать:
1) Увеличению национального дохода и росту ВВП и ВНП.
2) Возможности существования всего государства и выполнению им своих функций
3) Обеспечение простого и расширенного воспроизводства
4) Развитие национальной науки и ускорению НТП.
5) Повышению материального благосостояния всех слоев населения
6) Решение социальных проблем.
Основная цель деятельности в условиях рынка:
Удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение собственной финансовой устойчивости.
Для достижения цели все предприятия обязаны:
1) Выпускать качественную продукцию и обновлять её в соответствии со спросом.
2) Рационально использовать финансовые ресурсы с учетом их взаимозаменяемости
3) Разрабатывать стратегии и тактики поведения предприятия на рынке, в соответствии с его особенностями.
4) Постоянно внедрять все новое и передовое в производство и управление.
5) Постоянно заботится о своих сотрудниках, их благосостоянии, повышении квалификации и создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
6) Обеспечивать конкурентоспособность предприятия
7) Проводить гибкую ценовую политику
Факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности предприятия:
Первая группа: внутренние факторы, или факторы зависящие от деятельности предприятия:
1) Личность руководителя
2) С ускорением НТП
3) Принятая на организации система организации труда и управления
4) Организационно-правовая форма организации
5) Специфика производства и отрасли
6) Качество и конкурентоспособность продукции
7) Амортизационная, учетная и инвестиционная политика.
Вторая группа: внешние (независящие от деятельности предприятия)
1) Конъектуры мирового и внутреннего рынка
2) Политическую обстановку
3) Инфляционные процессы и экономическая политика государства
Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий:
1) Налоговая система
2) Политики ценообразования
3) Внешнеэкономической деятельности
4) Денежное обращения
5) Кредитования
6) Формы платежей и расчетов
7) Организация обращения ценных бумаг
8) Бюджетное финансирование и государственная поддержка
9) Состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов
10) Государственные гарантии
11) Лицензирование отдельных видов деятельности
Механизмы воздействия гос. Воздействия:
- Экономические (косвенные)
- Административные (прямые) методы.
Экономические методы:
- Налоги
- Способы перераспределения доходов и ресурсов
- Государственная предпринимательская деятельность
- Кредитно-денежная политика
Административные методы (когда экономические неэффективны)
- Ограничения
- Запреты
- Лимиты
- Квотирование
Принципы организации финансов предприятия
- Принцип финансовой самостоятельности
- Заинтересованности в финансово-хозяйственной деятельности
- Принцип самофинансирования
- Принцип ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности.
- Разграничение средств основной и инвестиционной деятельности
- Деление капитала предприятия на оборотный и внеоборотный
- Контроль за результатами деятельности предприятия
- Наличие целевых денежных фондов предприятия
Виды финансовых взаимоотношений предприятий
- Между предприятиями и бюджетной системой – осуществление гос. Поддержки предприятия и бюджетном финансировании
- Между предприятиями и другими хозяйствующими субъектами
- Между предприятиями и финансово-кредитной системой
- Внутри объединений предприятий
- Внутри предприятия
o С работниками предприятия
o Между структурными подразделениями
- Между предприятием и страховым сектором
- Между предприятием и налоговой системой
- Отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами.
Взаимоотношения строятся на следующих принципах:
- Принцип хозяйственной самостоятельности – заключает в том, что все предприятия самостоятельно определяют свои расходы и источники их финансирования.
- Принцип самофинансирования – заключается в окупаемости затрат за счет собственных средств и привлекаемых банковских и коммерческих кредитов
- Принцип материальной заинтересованности – основная цель любого предприятия - получение прибыли
- Принцип материальной ответственности – все предприятия должны нести ответственность за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности.
- Принцип обеспечения финансовых резервов – все предприятия обязаны формировать различные фонды для своевременного погашения своих обязательств
Финансовая политика предприятия
Два вида:
Политика доходов – заключается в максимизации и прибыли по всем возможным направлениям
Политика расходов – заключается максимизации прибыли за счет снижения затрат
Цель разработки финансовой политики
Построение эффективной системы управления финансовыми ресурсами предприятия.
Задачи финансовой политики:
1) Максимизация прибыли
2) Оптимизация структуры капитала и обеспечение его устойчивости
3) Достижение прозрачности финансово- экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей(, инвесторов, кредиторов.
4) Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия
5) Создание эффективного механизма управления предприятием
6) Использование рыночных механизмов, для привлечения ресурсов в оборот предприятия
Направления разработки финансовой политики:
- Анализ финансово-экономического состояния предприятия
- Разработка учетной и налоговой политики
- Выработка кредитной политики
- Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью
- Управление издержками, включая выбор амортизационной и дивидендной политики
Финансовые механизмы – система управления финансами предприятия посредством использования совокупности форм и методов с целью эффективного воздействия на конечные результаты производства в соответствии с требованиями экономических законов.
Финансовые механизмы состоят из 5 элементов.
1) Финансовые отношения
Они строятся на страховании, кредитовании, налогообложении и инвестировании
2) Финансовые рычаги
Инструменты, которые используются в финансовых методах и которые включают в себя различные экономические показатели, с помощью которых можно оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия. В международной практике под финансовыми рычагами понимают любой контракт, из которого возникает финансовый актив для одного предприятия, или финансовое обязательство или инструмент капитального характера (то есть связанные с участием в капитале) для другого.
В России финансовые инструменты включают в себя:
- Первичные инструменты
o Дебиторская задолженность
o Кредиторская задолженность
o Акции
o Облигации
- Производные
o Финансовые опционы
o Фьючерсы
o Форварды
o Процентные и валютные свопы
Финансовые активы могут быть в виде:
1) Денежных средств
2) В виде контрактов на получение денежных средств
3) Контрактного права обмена финансового инструмента на финансовый инструмент другого предприятия
Под финансовыми обязательствами понимают любое обязательство передать или обменять финансовый актив.
Операции с финансовыми инструментами осуществляются только на основании справедливой стоимости.
Рыночная стоимость – сумма, которую можно получить от продажи или необходимо заплатить на активном рынке.
Справедливая стоимость – сумма, на которую может быть обменен актив или погашено обязательство при заключении добровольной сделки между независимым сторонами при сопоставимых условиях.