Типология стратегий НИОКР и стратегий внедрения и адаптации

Классификация инновационных стратегий (типология).

Классификация (типология) инновационных стратегий может проводиться по различным признакам и условиям инновационной деятельности предприятия и инновационных процессов.

Прежде всего, необходимо отметить основные виды инновационных стратегий, обусловленные характером их реализации и поведением предприятий в условиях постоянных изменений рыночной среды.

Инновационные стратегии:

1. Активные (стратегии технологического лидерства) :

Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

Выбор компанией стратегий «лидерства» означает политику постоянного вывода на

рынок совершенно новой продукции. Соответственно все научные исследования и разработки, система производства и маркетинг нацелены на создание товара, не имеющего аналогов. Вставшие на путь лидерства компании инвестируют значительные средства в R&D, причем исследования здесь носят не только прикладной, но и фундаментальный характер. Это обусловливает необходимость создания стратегических альянсов в области НИОКР с другими научно-техническими организациями, создание венчурных фондов и подразделений внутри компании.

2. Имитационные стратегии – «следование за лидером», «копирование»,

«зависимость», «усовершенствование» и др. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.

Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

3. Маркетинговые инновационные стратегии

 

Условно маркетинговые инновационные стратегии можно разделить на несколько

групп по областям их применения:

• новая дифференциация продукта (и соответственно ее репозиционирование);

• выход на новые целевые рынки;

• инновации в области 3P – place, price, promotion (сбытовая, ценовая и коммуникаци-

онная политика).

Многие фирмы добиваются значительного повышения конкурентоспособности компании в целом за счет постоянных нововведений в этих областях маркетинговой деятельности.

 

4. Диверсификационные инновационные стратегии

 

Анализ инновационных процессов диверсификации, используемых компаниями в

целях адаптации к изменениям внешней среды, позволяет сделать вывод о существовании

трех субстратегий в рамках самой стратегии «диверсификации»:

1. когда фирма расширяет масштабы своей деятельности за счет выпуска новых това-

ров или услуг в рамках одной отрасли – горизонтальная диверсификация;

2. когда фирма охватывает различные этапы производственного цикла – вертикальная

диверсификация;

3. когда фирменная номенклатура расширяется за счет товаров различных отраслей –

интеграционная диверсификация.

 

При классификации инновационных стратегий принципиально важно рассматривать также и другие возможные признаки и условия определения разных типов инновационных стратегий.

ü М. Портер, классификация базовых конкурентных стратегий компании

ü Инновационные стратегии в соответствии с направленностью продуктовых и процессных инноваций

ü Типология стратегий НИОКР и стратегий внедрения и адаптации

ü Стратегии научно-технической деятельности

ü Классификация инновационных стратегий в зависимости от этапов ЖЦ

 

М. Портер предложил известную классификацию конкурентных стратегий компаний, в рамках которой выделены четыре базовых направ­ления достижения конкурентных преимуществ: лидерство в издержках, дифференциация и фокусирование на издержках или дифференциации. На основе классификации М.Портера выделяются базовые стратегии и направленность достижения конкурентных преимуществ с использованием продуктовых и процессных инноваций. ( табл. «Эталонные стратегии и направленность продуктовых и процессных инноваций»).

Эталонные стратегии и направленность продуктовых и процессных инноваций

Вид инновации Лидерство в издержках Дифференциация Фокусирование на издержках Фокусирование на дифференциации
    Продуктовая   Развитие продукта, направленное на снижение его стоимости, например путем ресурсо­сбережения   Развитие продукта, направленное на повышение его качества, добавление функций и т.д.   Развитие продукта, направленное на снижение издержек при обслуживании конкретного сегмента рынка   Разработка продукта, нацеленная на углубление специализации при обслуживании конкретного сегмента рынка
    Процессная   Усовершенство­вание процесса, направленное на уменьшение расхода материала и трудовых затрат, а также на увеличение преимущества крупных экономических объектов   Развитие процесса, направленное на улучшение параметров (например, надежности), которые повышают ценность продукта для покупателя   Развитие процесса, направленное на снижение стоимости обслуживания сегмента рынка     Развитие процесса, направленное на повышение ценности продукта для покупателей сегмента рынка

 

Приведенное описание может быть уточнено классификацией , в полной мере раскрывающий стратегические ориентации предприятия как в сфере проведения НИОКР, так и в области адаптации и внедрения их результатов.

Стратегии НИОКР Стратегии внедрения и адаптации
Лицензионная стратегия-преобразование незаконченной или завершенной разработки для их использования в собственных НИОКР Стратегия поддержки продуктового ряда –направлена на повышение потребительских свойств выпускаемых традиционных товаров, не подверженных сильному моральному
Стратегия параллельной разработки– приобретение технологической лицензии для форсированного опытного освоенияновых продуктов и процессов Стратегия сохранения технологических позиций–для предприятий, которые не могут вкладывать средства в обновление производства
Стратегия исследовательского лидерства –стремление находиться по большинству продуктов на начальных стадиях кривых ЖЦТ Стратегия продуктовой и процессной имитации –применима в условиях отставания от конкурентов или при выходи в новую сферу бизнеса Стратегия продуктовой и процессной имитации –применима в условиях отставания от конкурентов или при выходи в новую сферу бизнеса
Стратегия опережающей наукоемкости– стремление иметь наукоемкость продукции выше среднеотраслевой Стратегия стадийного преодоления –переход к высшим стадиям технологического развития минуя низшие
Стратегия следования жизненному циклу –на основе заделов результатов НИОКР для замещения выбывающих продуктов и процессов Стратегия технологической связанности –на долю технологически связанных продуктов приходится более 70% продукции
  Стратегия технологического трансфера –реализация стратегии, при которой отработанные технологии переходят от головных к дочерним структурам ФПГ

Реализация инновационных стратегий зависит во многом от направленности его исследований, от степени самостоятельности предприятия в коммерциализации результатов исследований. В зависимости от интенсивности различных этапов инновационного процесса в разных организациях можно выделить подходы к выработки инновационных стратегий, в которых будут различаться способы организации НИОКР и внедрения результатов НИОКР .