Типология стратегий НИОКР и стратегий внедрения и адаптации
Классификация инновационных стратегий (типология).
Классификация (типология) инновационных стратегий может проводиться по различным признакам и условиям инновационной деятельности предприятия и инновационных процессов.
Прежде всего, необходимо отметить основные виды инновационных стратегий, обусловленные характером их реализации и поведением предприятий в условиях постоянных изменений рыночной среды.
Инновационные стратегии:
1. Активные (стратегии технологического лидерства) :
Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.
Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.
Выбор компанией стратегий «лидерства» означает политику постоянного вывода на
рынок совершенно новой продукции. Соответственно все научные исследования и разработки, система производства и маркетинг нацелены на создание товара, не имеющего аналогов. Вставшие на путь лидерства компании инвестируют значительные средства в R&D, причем исследования здесь носят не только прикладной, но и фундаментальный характер. Это обусловливает необходимость создания стратегических альянсов в области НИОКР с другими научно-техническими организациями, создание венчурных фондов и подразделений внутри компании.
2. Имитационные стратегии – «следование за лидером», «копирование»,
«зависимость», «усовершенствование» и др. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.
Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.
3. Маркетинговые инновационные стратегии
Условно маркетинговые инновационные стратегии можно разделить на несколько
групп по областям их применения:
• новая дифференциация продукта (и соответственно ее репозиционирование);
• выход на новые целевые рынки;
• инновации в области 3P – place, price, promotion (сбытовая, ценовая и коммуникаци-
онная политика).
Многие фирмы добиваются значительного повышения конкурентоспособности компании в целом за счет постоянных нововведений в этих областях маркетинговой деятельности.
4. Диверсификационные инновационные стратегии
Анализ инновационных процессов диверсификации, используемых компаниями в
целях адаптации к изменениям внешней среды, позволяет сделать вывод о существовании
трех субстратегий в рамках самой стратегии «диверсификации»:
1. когда фирма расширяет масштабы своей деятельности за счет выпуска новых това-
ров или услуг в рамках одной отрасли – горизонтальная диверсификация;
2. когда фирма охватывает различные этапы производственного цикла – вертикальная
диверсификация;
3. когда фирменная номенклатура расширяется за счет товаров различных отраслей –
интеграционная диверсификация.
При классификации инновационных стратегий принципиально важно рассматривать также и другие возможные признаки и условия определения разных типов инновационных стратегий.
ü М. Портер, классификация базовых конкурентных стратегий компании
ü Инновационные стратегии в соответствии с направленностью продуктовых и процессных инноваций
ü Типология стратегий НИОКР и стратегий внедрения и адаптации
ü Стратегии научно-технической деятельности
ü Классификация инновационных стратегий в зависимости от этапов ЖЦ
М. Портер предложил известную классификацию конкурентных стратегий компаний, в рамках которой выделены четыре базовых направления достижения конкурентных преимуществ: лидерство в издержках, дифференциация и фокусирование на издержках или дифференциации. На основе классификации М.Портера выделяются базовые стратегии и направленность достижения конкурентных преимуществ с использованием продуктовых и процессных инноваций. ( табл. «Эталонные стратегии и направленность продуктовых и процессных инноваций»).
Эталонные стратегии и направленность продуктовых и процессных инноваций
Вид инновации | Лидерство в издержках | Дифференциация | Фокусирование на издержках | Фокусирование на дифференциации |
Продуктовая | Развитие продукта, направленное на снижение его стоимости, например путем ресурсосбережения | Развитие продукта, направленное на повышение его качества, добавление функций и т.д. | Развитие продукта, направленное на снижение издержек при обслуживании конкретного сегмента рынка | Разработка продукта, нацеленная на углубление специализации при обслуживании конкретного сегмента рынка |
Процессная | Усовершенствование процесса, направленное на уменьшение расхода материала и трудовых затрат, а также на увеличение преимущества крупных экономических объектов | Развитие процесса, направленное на улучшение параметров (например, надежности), которые повышают ценность продукта для покупателя | Развитие процесса, направленное на снижение стоимости обслуживания сегмента рынка | Развитие процесса, направленное на повышение ценности продукта для покупателей сегмента рынка |
Приведенное описание может быть уточнено классификацией , в полной мере раскрывающий стратегические ориентации предприятия как в сфере проведения НИОКР, так и в области адаптации и внедрения их результатов.
Стратегии НИОКР | Стратегии внедрения и адаптации | |
Лицензионная стратегия-преобразование незаконченной или завершенной разработки для их использования в собственных НИОКР | Стратегия поддержки продуктового ряда –направлена на повышение потребительских свойств выпускаемых традиционных товаров, не подверженных сильному моральному | |
Стратегия параллельной разработки– приобретение технологической лицензии для форсированного опытного освоенияновых продуктов и процессов | Стратегия сохранения технологических позиций–для предприятий, которые не могут вкладывать средства в обновление производства | |
Стратегия исследовательского лидерства –стремление находиться по большинству продуктов на начальных стадиях кривых ЖЦТ | Стратегия продуктовой и процессной имитации –применима в условиях отставания от конкурентов или при выходи в новую сферу бизнеса | Стратегия продуктовой и процессной имитации –применима в условиях отставания от конкурентов или при выходи в новую сферу бизнеса |
Стратегия опережающей наукоемкости– стремление иметь наукоемкость продукции выше среднеотраслевой | Стратегия стадийного преодоления –переход к высшим стадиям технологического развития минуя низшие | |
Стратегия следования жизненному циклу –на основе заделов результатов НИОКР для замещения выбывающих продуктов и процессов | Стратегия технологической связанности –на долю технологически связанных продуктов приходится более 70% продукции | |
Стратегия технологического трансфера –реализация стратегии, при которой отработанные технологии переходят от головных к дочерним структурам ФПГ |
Реализация инновационных стратегий зависит во многом от направленности его исследований, от степени самостоятельности предприятия в коммерциализации результатов исследований. В зависимости от интенсивности различных этапов инновационного процесса в разных организациях можно выделить подходы к выработки инновационных стратегий, в которых будут различаться способы организации НИОКР и внедрения результатов НИОКР .