Анализ внешнего окружения

 

При разработке инновационной стратегии особого внимания заслу­живают следующие аспекты внешнего анализа.

1. Анализ национальной инновационной системы и партнерских связей компании, а также влияния глобализации. В рамках данного ас­пекта анализа особое внимание следует уделить мониторингу норма­тивной и законодательной среды научно-технической деятельности. При разработке стра­тегии НИОКР необходимо отслеживать изменения налогового законо­дательства, направленные на расширение налоговых льгот производи­телям высокотехнологичной продукции, постановления органов управ­ления, направленные на стимулирование инновационной активности предприятий на уровне регионов, изменения правил междуна­родной торговли и т.д. Важной составляющей внешнего анализа являет­ся обзор состояния денежного и фондового рынков с целью идентифи­кации и оценки альтернатив привлечения средств для финансирования инновационной деятельности предприятия.

2. Прогнозирование тенденций технологического развития с целью поиска научно-технических

идей новых конкурентоспособных продук­тов и технологий. Оценка перспектив технологического развития и ана­лиз жизненного цикла технологий - задачи чрезвычайно трудные. Наиболее часто используемой техникой прогнозирования является разработка сценариев в виде неформального описания будущего развития науки и технологии в конкретной сфере. При разработке сценариев ши­роко используются экспертные методы

3.Анализ рыночной конъюнктуры. Разработка успешных продук­тов практически всегда требует тесной связи с маркетингом. В резуль­тате успешные инновационные фирмы имеют сильную маркетинговую ориентацию. Качественная информация о рынке существенна для понимания нужд покупателей, мотивов их поведения и принятия решений о покупке. Требовательные покупатели часто стоят у истоков хороших проек­тов и продуктов.

4. Анализ конкуренции. Важной информацией при формировании стратегии НИОКР является

анализ тенденций и темпов технологических изменений, а также изменений продуктового портфеля конку­рирующих фирм. Выявление новых идей, вытекающих из подражания фирмам, выпускающим аналогичную продукцию, - существенный ас­пект внешнего анализа. Этот процесс часто называется бенчмаркингом.

Бенчмаркинг - постоянный анализ продуктов, услуг и технологий наиболее успешных конкурентов или признанных лидеров отрасли.

Фирмы используют самые разные источники информации о конку­рентах: от статистических данных и изучения публикаций в СМИ и специализированных журналах до про­мышленного шпионажа. Следует отметить, что хорошее знание продуктовой стратегии конку­рентов имеет большое значение не только для имитации их успешных новинок в случае реализации стратегии «последователя».