Анализ внешнего окружения
При разработке инновационной стратегии особого внимания заслуживают следующие аспекты внешнего анализа.
1. Анализ национальной инновационной системы и партнерских связей компании, а также влияния глобализации. В рамках данного аспекта анализа особое внимание следует уделить мониторингу нормативной и законодательной среды научно-технической деятельности. При разработке стратегии НИОКР необходимо отслеживать изменения налогового законодательства, направленные на расширение налоговых льгот производителям высокотехнологичной продукции, постановления органов управления, направленные на стимулирование инновационной активности предприятий на уровне регионов, изменения правил международной торговли и т.д. Важной составляющей внешнего анализа является обзор состояния денежного и фондового рынков с целью идентификации и оценки альтернатив привлечения средств для финансирования инновационной деятельности предприятия.
2. Прогнозирование тенденций технологического развития с целью поиска научно-технических
идей новых конкурентоспособных продуктов и технологий. Оценка перспектив технологического развития и анализ жизненного цикла технологий - задачи чрезвычайно трудные. Наиболее часто используемой техникой прогнозирования является разработка сценариев в виде неформального описания будущего развития науки и технологии в конкретной сфере. При разработке сценариев широко используются экспертные методы
3.Анализ рыночной конъюнктуры. Разработка успешных продуктов практически всегда требует тесной связи с маркетингом. В результате успешные инновационные фирмы имеют сильную маркетинговую ориентацию. Качественная информация о рынке существенна для понимания нужд покупателей, мотивов их поведения и принятия решений о покупке. Требовательные покупатели часто стоят у истоков хороших проектов и продуктов.
4. Анализ конкуренции. Важной информацией при формировании стратегии НИОКР является
анализ тенденций и темпов технологических изменений, а также изменений продуктового портфеля конкурирующих фирм. Выявление новых идей, вытекающих из подражания фирмам, выпускающим аналогичную продукцию, - существенный аспект внешнего анализа. Этот процесс часто называется бенчмаркингом.
Бенчмаркинг - постоянный анализ продуктов, услуг и технологий наиболее успешных конкурентов или признанных лидеров отрасли.
Фирмы используют самые разные источники информации о конкурентах: от статистических данных и изучения публикаций в СМИ и специализированных журналах до промышленного шпионажа. Следует отметить, что хорошее знание продуктовой стратегии конкурентов имеет большое значение не только для имитации их успешных новинок в случае реализации стратегии «последователя».