Формы и методы государственного регулирования экономики
Объекты государственного регулирования экономики
Как следует из характеристики предпосылок государственного воздействия на экономику, его объектами должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть перечисленные выше трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически вообще, разрешаемые частично или в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в обществе.
Многообразие причин государственного регулирования рождает еще большее разнообразие объектов, которые под него подпадают. Основными среди них называются следующие:
• экономический цикл и его отдельные фазы;
• секторальная, отраслевая и региональная структуры рынка;
• условия накопления капитала;
• занятость;
• денежное обращение;
• платежный баланс;
• цены;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;
• условия конкуренции;
• социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
• подготовка и переподготовка кадров;
• окружающая среда;
• внешнеэкономические связи.
Безусловно, степень участия государства в регулировании перечисленных объектов совершенно различна: одно направление регулирования охватывает макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы, другое – отношения между отдельными экономическими субъектами (например, условия конкуренции), между государственными и регулирующими органами и предприятиями, третье – социальные отношения.
По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и экономические.
В свою очередь, косвенные формы регулирования экономической деятельности с участием государства через денежно-кредитные механизмы могут быть конкретизированы с помощью схемы на рисунок.
Как следует из названий блоков, переориентация (корректировка) интересов экономических субъектов на общенациональные, социальные, перспективные цели может быть достигнута государством либо силой его юридической (законодательной и исполнительной) власти, либо экономическими давлением или поддержкой.
Заметим, что соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования так же, как и сама по себе степень государственного регулирования экономики, существенно различается по отдельным странам и в различные периоды экономического развития.
Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, и прежде всего косвенными формами регулирования. И наоборот, там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.
Рис. Инструменты государственного регулирования экономики
Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику может выглядеть довольно развернутым:
• разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;
• создание государственного сектора и управление им;
• перераспределение доходов;
• разработка и реализация программ развития экономики;
• борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий;
• контроль над ценами и заработной платой;
• регулирование учетной ставки;
• установление сроков, норм и методов амортизации;
• регулирование налогов;
• эмиссионная деятельность;
• стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний;
• защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).