Модуль 1 Предприятие как субъект рыночного хозяйства

Задача17

Задача14

Задача13

Задача11

Задача10

Задача 9

Задача 9

Задача 8

Задача 6

Задача 5

Задача 3

Задача 1

Практикум

 

Акционерное общество «Фокус», осуществлявшее деятельность по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности объектов электросетевого хозяйства, дополнительно занималось куплей-продажей электрической энергии на розничном рынке в объемах, превышающих собственные нужды. В состав объектов электросетевого хозяйства акционерного общества входило имущество, которое могло также использоваться и для осуществления оперативно-диспетчерского управления. Уполномоченный орган исполнительной власти выдал акционерному обществу предписание об устранении нарушений правил действующего законодательства (ст.6 ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ …» ).

Вопросы:

1.На каких субъектов распространяется ограничение по совмещению деятельности по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии ?

2.Влияет ли на правило об ограничении совмещения деятельности принадлежность акционерного общества «Фокус» к субъектам:

- оптового рынка;

- розничных рынков.

3.Какой орган осуществляет контроль за соблюдением правил, закрепленных в ст 6 ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ …» ?

4. Вправе ли акционерное общество «Фокус» совмещать деятельность по передаче электроэнергии с ее куплей-продажей?

Задача 2 (коллизия)

Существует ли коллизия между правилом, закрепленным в п.3 Правил технологического присоединения к электросетям и нормой, содержащейся в п.3 ст.426 ГК РФ?

Пункт 3

3. Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12_1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

 

Пункт 3 ст. 426 ГК РФ

 

3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

 

 

 

В результате возникновения аварийного электроэнергетического режима в технически изолированной территориальной электроэнергетической системе населенного пункта N субъектом оперативно-диспетчерского управления было принято решение о временном отключении электроснабжения потребителей электрической энергии. ОАО «Просвет», осуществлявшее деятельность по хранению замороженной продукции, в результате отключения электроснабжения понесло убытки, выразившиеся в порче 10 тонн морепродуктов.

ОАО «Просвет» обратилось в суд с иском о взыскании с организации, осуществлявшей оперативно -диспетчерское управление стоимости испорченной в результате отключения электроэнергии продукции.

Вопросы:

1. Вправе ли организация, осуществляющая оперативно- диспетчерское управление в технологически изолированной зоне самостоятельно принимать решение о временном отключении электроснабжения?

2. Является ли организация, осуществляющая оперативно- диспетчерское управление в технологически изолированной зоне надлежащим ответчиком?

3. Какую роль играет штаб по обеспечению безопасности электроснабжения?

4. В каких организационно- правовых формах действуют организации, осуществляющая оперативно- диспетчерское управление в технологически изолированных зонах?

 

Задача 4 (коллизия)

Относится ли договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, при заключении которого администратор не вправе отказаться от оказания услуг субъектам оптового рынка, за исключением случаев, установленных правилами недискриминационного доступа к услугам администратора и правилами оптового рынка электрической энергии (п.4 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861), к к числу публичных договоров по смыслу правила, закрепленного в п.1 ст. 426 ГК РФ, согласно которому «публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)».

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Эколог» обратилось за юридической консультацией в юридическую компанию в связи со следующими обстоятельствами.

ООО «Эколог» принадлежит на праве собственности производственное здание. Для обеспечения указанного здания электрической энергией между ООО «Эколог» и ОАО «Комета» заключен договор, в соответствии с которым через объект электросетевого хозяйства (трансформаторную подстанцию), принадлежащую ОАО «Комета» осуществляется передача энергоресурсов от гарантирующего поставщика ОАО «Энергетика», являющегося субъектом оптового рынка, в точку поставки, расположенную на трансформаторной станции. В соответствии с условиями договора ОАО «Комета» выставляло ежемесячные счета на оплату за пользование трансформаторной подстанцией.

С наступлением экономического кризиса владелец трансформаторной подстанции направил в адрес ООО «Эколог» письменное обращение, в котором в одностороннем порядке установил двойной размер платы за пользование подстанцией. В случае отказа от двойной оплаты ОАО «Комета» обещало прекратить энергоснабжение здания.

Вопросы:

1.Правомерны ли действия ОАО «Комета»?

2.Какой договор заключен между ООО «Эколог» и ОАО «Комета»?

3.Является ли ОАО «Комета» сетевой организацией?

4.Подлежат ли применению к ОАО «Комета» правила, установленные для сетевых организаций?

 

 

Акционерное общество «Светоч», намеревающееся заключить договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком и имеющее присоединенную мощность энергопринимающих устройств 90 квт направило в адрес последнего заявку о заключении такого договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности), и приложением документов, подтверждающих наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети сетевой организации, наличие обеспечения учета электроэнергии.

Гарантирующий поставщик заявку не удовлетворил, сославшись на то, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя.

Акционерное общество «Светоч» обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении гарантирующего поставщика к заключению договора купли-продажи электрической энергии.

Вопросы:

1. Какое решение должен принять арбитражный суд?

2. Является ли требование гарантирующего поставщика о предоставлении документов, подтверждающих надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя правомерным?

 

Задача 7 (коллизия)

Согласно абз. 4 п.2 ст.37 ФЗ «Об электроэнергетике» в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика.

В соответствии с абз. 2 п.5 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.

Вопрос:

1. Относится ли к числу публичных договор поставки электроэнергии, заключаемый гарантирующим поставщиком не с потребителем, а с покупателем электроэнергии?

(Развернутый ответ на практическую проблему, связанную с несовершенством действующего законодательства).

 

Между ОАО «Питерторг» и ООО «Сеть-плюс» заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в соответствии с которым продавец передал в собственность покупателю комплекс недвижимого имущества, включающий: нежилое здание, инженерные сети, две трансформаторные подстанции

На момент возникновения у ООО «Сеть-плюс» права собственности на имущественный комплекс к одной из трансформаторных подстанций были технологически присоединены энергопринимающие устройства третьего лица – ООО «Антивирус», которое имело действующий договор поставки электроэнергии с одним из гарантирующих поставщиков, согласованный с ОАО «Питерторг»

По мнению ООО «Сеть-плюс» указанный договор поставки электроэнергии должен прекратить свое действие с момента перехода права собственности на трансформаторную подстанцию, входящую в состав имущественного комплекса к его новому владельцу.

Вопросы:

1.Оцените позицию ООО «Сеть-плюс», касающуюся прекращения действия договора поставки электроэнергии третьему лицу.

2.Вправе ли новый собственник трансформаторной подстанции препятствовать передаче электроэнергии ООО «Антивирус»?

3.Какую роль в сложившейся ситуации играет

- сетевая организация

- гарантирующий поставщик

 

 

 

Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕСТ" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Открытому акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания" (далее - ответчик, Компания) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 01.03.2011 N 02209.

В предварительном судебном заседании 02.09.2011 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просит утвердить пункт 7.1 договора от 01.03.2011 N 02209 в следующей редакции: «Настоящий договор считается заключенным и вступает в силу с момента вступления в законную силу решения суда и действует до 31 декабря года, в котором он вступил в силу. Настоящий договор считается продленным на каждый последующий календарный год на тех же условиях, если ни одна из сторон не позднее 30 дней до окончания срока действия договора не заявит о его прекращении или изменении, либо заключении нового договора».

Определением от 02.09.2011 к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Открытое акционерное общество «Ленэнерго» (далее - ОАО «Ленэнерго») и Открытое акционерное общество «Ремонтно-механический комбинат» (далее - ОАО «РМК»).

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Истец письмами от 12.04.2010 N 51/30 и от 10.08.2010 N 51/114 обратился к ответчику с заявлением о заключении договора энергоснабжения.

В марте 2011 года истец получил от ответчика проект договора энергоснабжения N 02209 (далее - договор).

 

Истец, не согласившись с редакцией пункта 7.1 договора, направил в адрес Компании, в предусмотренный действующим законодательством срок Протокол разногласий от 30.03.2011, согласно которому истец предлагает следующую редакцию указанного пункта: «Настоящий договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 31 декабря года, в котором он вступил в силу… далее по тексту без изменений».

Ответчик отклонил предложенную истцом редакцию пункта 7.1 договора, направив истцу Протокол согласования разногласий, в котором в качестве согласованной ответчиком редакции указана первоначальная редакция спорного пункта, что свидетельствует о несогласии с редакцией истца.

 

В связи с тем, что стороны не достигли согласия по изложению спорного пункта, истец обратился в суд с настоящим иском.

 

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что заключение договора энергоснабжения между Обществом и Компанией невозможно до внесения изменений в договор N 10295, заключенный 01.01.2001 между Компанией и третьим лицом - Открытым акционерным обществом «Ремонтно-механический комбинат», поскольку, по мнению ответчика, мощность, указанная в спорном договоре, является частью мощности Открытого акционерного общества «Ремонтно-механический комбинат», указанной в договоре N 10295. Кроме того, полагает, что вопрос о количестве разрешенной к использованию истцом нагрузки должен быть решен истцом самостоятельно с Открытым акционерным обществом «Ленэнерго».

Как усматривается из представленного в материалы дела проекта договора энергоснабжения N 02209, ответчиком предложена следующая редакция спорного пункта 7.1: «Настоящий договор вступает в силу с момента подписания ОАО «РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ» приложений к Договору энергоснабжения N 10295 от 01.01.2007 с изменениями в части уменьшения разрешенной к использованию мощности и действует по 31 декабря года, в котором он вступил в силу. Настоящий Договор считается продленным на каждый последующий календарный год на тех же условиях, если ни одна из Сторон не позднее 30 дней до окончания срока действия договора не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора».

Вопросы:

 

1. Относится ли договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем к числу публичных?

2. Каким документом подтверждается факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к сетям энергоснабжающей организации?

3. Решите дело

 

 

 

ООО «Электросеть» (гарантирующий поставщик) и ООО «Лампа» (абонент) заключили договор на электроснабжение, в соответствии с которым Гарантирующий поставщик осуществляет передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент - принимает и оплачивает приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Данный договор энергоснабжения заключен для обеспечения снабжения электроэнергией жителей жилых домов, обслуживание которых осуществляет Абонент.

Согласно договору в случае отсутствия расчетных приборов учета расчет производится как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.

ООО «Электросеть» в спорный период осуществляло поставку электроэнергии в многоквартирные жилые дома, управление которыми осуществлялось ООО «Лампа».

Неисполнение управляющей организацией обязательств по оплате поставленной в места общего пользования электрической энергии послужило основанием для предъявления иска.

 

Вопросы:

 

1.Как суду следует разрешить спор?

2. Какие нормы должны быть применены в данном споре?

3.Каким образом должен рассчитываться размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении при отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома?

 

 

ОАО «Лыткаринские коммунальные электрические сети», осуществляющее деятельность по продаже потребителям электрической энергии, обратилось к гарантирующему поставщику ОАО «Мосэнергосбыт» с заявлением о заключении с ним договора энергоснабжения на условиях приложенного к заявлению проекта договора. К заявлению прилагалось заключение Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Московской области о технологическом состоянии энергопринимающих устройств потребителя. В заявлении ОАО «Лыткаринские коммунальные электрические сети» указано, что общество действует от имени и в интересах конечных потребителей, расположенных на территории зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Мосэнергосбыт».

Электрические сети, находящиеся на балансе ОАО «Лыткаринские коммунальные электрические сети» также расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Мосэнергосбыт».

ОАО «Мосэнергосбыт» отказалось от заключения договора энергоснабжения с ООО «Лыткаринские коммунальные электрические сети» в интересах конечных потребителей, поскольку у ОАО «Мосэнергосбыт» имелись действующие договоры энергоснабжения, заключенные с указанными конечными потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям ОАО «Лыткаринские коммунальные электрические сети».

ОАО «Лыткаринские коммунальные электрические сети» обратилось в суд с исковым заявлением о понуждении ОАО «Мосэнергосбыт» к заключению с ним договора энергоснабжения.

ОАО «Мосэнергосбыт» в отзыве на исковое заявление указало, что ОАО «Лыткаринские коммунальные электрические сети» не является субъектом розничного рынка электрической энергии и не вправе предъявлять требования о понуждении к заключению договора энергоснабжения; тарифы на электрическую энергию для истца уполномоченным органом не установлены; заключение договора энергоснабжения с истцом в интересах конечных потребителей при наличии договорных отношений между ОАО «Мосэнергосбыт» и указанными потребителями невозможно; понуждение к заключению договора энергоснабжения с ОАО «Лыткаринские коммунальные электрические сети» является нарушением ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Решите дело.

Существует ли коллизия между положениями первого абзаца п. 4 и п. 106 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и положениями п. 2 ст. 40 Федерального закона «Об электроэнергетике»?

Согласно п. 2 ст. 40 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.

Согласно первому абзацу п. 4 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530

 

продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления (далее - граждане-потребители).

Согласно п. 106 указанных Правил

на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108 - 111 настоящих Правил.

Вопрос:

Изменится ли ваш ответ, если указанные нормы применяются к отношениям по поставке энергосбытовыми организациями электрической энергии (мощности) потребителям на розничных рынках до 1 июля 2008; до 1 января 2011 г.; после 1 января 2011 г.?

Задача12

Статья 16 пункт 2 Закона об электроэнергетике.

 

Заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, отнесенными в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию, с системным оператором является обязательным для обеих сторон, при этом системный оператор не вправе отказать в заключении такого договора. Договор оказания данных услуг заключается субъектами электроэнергетики, потребителями электрической энергии до заключения ими договора оказания услуг по передаче электрической энергии с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.


Статья 32 пункт 1 Закона об электроэнергетике.

 

На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.
Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности подлежат регистрации в порядке, установленном правилами оптового рынка.
В случае заключения субъектами оптового рынка таких договоров стороны при необходимости заключают также договор оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Доступ к услугам по передаче электрической энергии предоставляется в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона.

Вопросы:


1. Существует ли коллизия между нормами п. 1 ст. 32 и п. 2 ст. 16 Закона об электроэнергетике?

2.Согласны ли вы с утверждением, что любой субъект электроэнергетики, имеющий намерение заключить договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и получить статус субъекта оптового рынка, должен иметь заключенный договор оказания услуг по ОДУ вне зависимости оказывает ли его деятельность какое-либо воздействие на функционирование электроэнергетической системы или нет.

 

 

 

Существует ли коллизия между ст.4 и ст.6 , Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ (ред. от 26.07.2010) "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"?

Статья 4. В целях обеспечения государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики со дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" и до 1 июля 2008 года вводится переходный период реформирования электроэнергетики.

(ст. 4, Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ (ред. от 26.07.2010) "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (принят ГД ФС РФ 21.02.2003))

Статья 6. В целях обеспечения последовательного и постепенного реформирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности до 1 января 2011 года к полномочиям Правительства Российской Федерации относятся:

установление предельного объема электрической энергии (мощности), продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии (мощности);

(в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ)

определение перечня зон оптового рынка (далее - ценовые зоны оптового рынка), совпадающих с территориями одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществления деятельности по купле-продаже электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам.

В течение указанного в настоящей статье переходного периода реформирования электроэнергетики:

в отношении остального объема электрической энергии сохраняется государственное регулирование цен (тарифов);

оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо). Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ.

(ст. 6, Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ (ред. от 26.07.2010) "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (принят ГД ФС РФ 21.02.2003))

 

 

ООО «Электросетевая компания 1» (далее ЭК 1) обратилась с

иском о взыскании стоимости неосновательного обогащения с ООО

«Электросетевая компания 2» вследствие неполной оплаты оказанных услуг

по передаче электрической энергии. ООО «Электросетевая компания 2»

(далее – ЭК 2) ссылалась на то, что величина максимальной мощности

электроустановок 7 000 кВт.

Однако в период с января 2009 года по март 2009 года ООО " ЭК

1" оказала услуги по передаче электрической энергии в пределах

заявленной конечным потребителем – ООО «Знамя», мощности, составляющей

14 000 МВт. ООО «ЭК 2» оплатила оказанные услуги не в полном объёме.

Согласно дополнительному соглашению к договору энергоснабжения

с энергосбытовой компанией и ООО «Знамя», максимально потребляемая

мощность была увеличена до 14 000 МВт.

На основании заключенного ООО "Знамя» - арендодателем с ООО "ЭК 1" -

арендатором, договора в 2009 г. ООО "Знамя" передало ООО " ЭК 1" во

временное владение и пользование сооружения объектов электросетевого

хозяйства (воздушные линии электропередач, трансформаторную подстанцию)

с целью оказания услуг по передаче электрической энергии.

В полученной в 2009 ООО "ЭК1" заявке на планируемое потребление

электрической энергии и мощности на 2009 год ООО "Знамя" указана

ежемесячная максимальная потребляемая электрическая мощность 14000 МВт.

В соответствии с договором, подписанным ОАО "ЭК 2" - заказчиком, с ООО

"ЭК 1" - исполнителем, договора от 2009 оказания услуг по передаче

электрической энергии, исполнитель обязался оказывать заказчику услуги

по передаче электрической энергии от точек приема до точек отпуска

электроэнергии путем осуществления комплекса организационно и

технологически связанных действий, обеспечивающих передачу

электроэнергии через технические устройства электрических сетей,

принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном

основании, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя.

В приложении N 1 к договору от 2009 указана ежемесячная заявленная

мощность в размере 7000 кВт.

В протоколе разногласий, подписанном позже со стороны ООО "ЭК 1" ,

общество предложило в разделе "Заявленная мощность» указать величину

ежемесячной заявленной мощности 14000 МВт.

В подписанном со стороны ООО "ЭК 2" согласительном протоколе по

протоколу разногласий, общество указало величину ежемесячной заявленной

мощности 7 000 кВт.

 

Вопросы:

1. Обоснованы ли требования ООО «Электросетевая компания 1» о

взыскании стоимости неосновательного обогащения?

2.Как влияет на решение задачи то что стороны договора оказания услуг по передаче электрической энергии ООО «Электросетевая компания 1» и ООО «Электросетевая компания 2» не согласовали величину заявленной мощности?

3.Как влияет на решение задачи то, что ООО «Электросетевая компания 1» документально не оформила процедуру технологического присоединения в связи с увеличением мощности?

 

Задача15

Открытое акционерное общество "Сонэнерго" (Заявитель) заключило с Открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (Исполнитель) договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств №155/2008 от 01 апреля 2008 г.

По указанному Договору Исполнитель обязался оказать услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя, присоединенная (максимальная) мощность которых будет соответствовать следующим характеристикам:

§ максимальная мощность энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети ОАО "Сонэнерго" 30 кВт;

§ дополнительно присоединяемая мощность электрических сетей ОАО "Сонэнерго" к электрическим сетям ОАО "МРСК Северо-Запада» 30 кВт.»

 

В соответствии с условиями Договора Стороны выполнили свои обязательства: после выполнения работ по технологическому присоединению сторонами был подписан Акт об осуществлении технологического присоединения от 31 декабря 2008 года, и Заказчик полностью внёс плату за выполненные работы.

В марте 2011 года ОАО «Сонэнерго» при анализе объёма использования присоединенной мощности за период с 2009 по 2011 г. обнаружило, что 1/3 указанного объема присоединенной мощности не востребована. В связи с этим ОАО «Сонэнерго» обратилось к ОАО «МРСК Северо-Запада» с требованием о возврате денежных средств, ранее уплаченных по Договору за объём невостребованной присоединённой мощности и уменьшении объёма присоединённой мощности в отношении его энергопринимающих устройств.

На указанное требование ОАО «МРСК Северо-Запада» ответило отказом, ссылаясь на условия Договора, в котором определён конкретный объём присоединённой мощности, и выполнение со своей стороны обязательств по технологическому присоединению.

 

Вопросы:

1.Подлежит ли требование ОАО «Сонэнерго» удовлетворению?

2.Какие документы необходимо приложить к требованию о возврате денежных средств, ранее уплаченных, за объем невостребованной присоединенной мощности?

3.Кем определяется объем невостребованной присоединённой мощностью?

 

Задача16

 

1) Согласно п. 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам":

“Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем… В платежном документе указываются: объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа”.

Согласно п.3 вышеуказанных Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги…”

2) Согласно п.12 и п. 20 Примерного договора энергоснабжения граждан-потребителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики":

“Потребитель обязуется оплачивать Гарантирующему поставщику (Энергоснабжающей организации) фактически полученный объем электроэнергии”.

“Если точки присоединения энергопринимающего устройства Потребителя не оборудованы приборами учета, определение объема потребленной электрической энергии и объема оказанных услуг осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам”

 

Вопросы:

1.Имеется ли между двумя вышеуказанными нормами коллизия?

2.Кому потребитель должен оплачивать электроэнергию в случае отсутствия приборов учета: компании, управляющей домом, или гарантирующему поставщику?

 

ОАО «Северная энергосбытовая компания» внесено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 65 процентов, и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Коми.

Задолженность ОАО "Северные городские электрические сети" перед сбытовой компанией составила 20 млн. рублей, и ОАО «Северная энергосбытовая компания» уведомлением сообщила ОАО "Северные городские электрические сети" о предстоящем ограничении подачи энергии на 30 процентов суточного объема потребления электроэнергии до полного погашения задолженности перед ним.

Письмом ОАО "Северные городские электрические сети" просило ОАО "Северная энергосбытовая компания" не вводить ограничение режима потребления электрической энергии, поскольку предприятие не имеет технической возможности обеспечить электрической энергией потребителей, в том числе физических и юридических лиц, надлежащим образом, исполняющих свои обязательства по оплате за потребленную электрическую энергию, в число которых входят не только коммерческие организации и многоквартирные жилые дома, но и также детские дошкольные учреждения, среднеобразовательные школы, медицинские учреждения, учреждения социального обеспечения.

Сбытовая компания не сочла эти аргументы весомыми и произвела ограничение подачи электроэнергии.

На основании заявления администрации городского округа было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого сбытовой компании было выдано предписание о прекращении выявленных нарушений.

Общество, не согласившись с вынесенным решением и предписанием, обратилось в арбитражный суд.

 

Вопросы:

1.Какое решение должен вынести суд?

2.В отношении каких потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления?

 


[1] Папков Б.В., Куликов А.Л. Вопросы рыночной электроэнергетики. Н. Новгород. 2005 С. 277.

[2] СУ РСФСР. 1918. № 47. Ст. 559.

[3] Папков Б.В., Куликов А.Л. Там же.

[4] См. напр.,: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 27.05.1996 г.

[5] СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1316.

[6] СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3654.

[7] Федеральный закон РФ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35–ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

[8] См., напр.,: Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. № 1234-р. // СЗ РФ. 2003. № 36. Ст. 3531; В Сибири создается сектор свободной торговли электроэнергией // http:// www.riatec.ru; Хлебников В.В. Рынок электроэнергии в России. М. 2005. С.27–28.

[9] Михайлов С. Ценовой «тянитолкай» оптового рынка электрической энергии и пути его устранения // Хоз-во и право. 2006. № 12. С. 57-58.

[10] О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам // СЗ РФ. 2007. № 16. С. 1909.

3 СЗ РФ. 2003. №13. Ст. 1177.

1 СЗ РФ. 2003. №13. Ст. 1179.

2 РГ. 2009. 27 ноября.

3 СЗ РФ. 1995. №16. Ст. 1316.

4 СЗ РФ. 2003. №13. Ст. 1178.

[11] См., постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».//.СЗ РФ. 2003. № 44. ст. 4312; 2006. № 36. ст. 3835.

[12] СЗ РФ. 2004. № 52. ст. 5518; РГ. 2006. 31 августа.

[13] Наряду с понятием субъектов оптового рынка сосуществовало понятие участников оптового рынка, закрепленное в п. 2 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643 // СЗ РФ. 2003. № 44. ст. 4312; 2006. № 36. ст. 3835.

[14] В данном случае законодатель допускает логическую ошибку поскольку к электрическим сетям по общему правилу присоединяют не субъекта, а объекты электросетевого хозяйства.

[15] В настоящее время для получения статуса субъекта оптового рынка потребитель электроэнергии должен владеть на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 МВ. А и в каждой группе точек поставки составляет не менее 2 МВ. А.

1 СЗ РФ 2004 №52 (ч.2) Ст.5518

[16] СЗ РФ 2011№14 ст.1916

1 СЗ РФ 2006 №37 Ст. 3876