Организация и содержание медико-социальной работы в России

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), рассматривает потребности в

области здравоохранения как совокупность слагаемых множества комплексных

факторов, отражающих не только медицинские аспекты охраны здоровья. Так же

рассматривает непосредственно связанные с ними социально-экономические

проблемы: образ жизни и привычки, сопряженные с риском для здоровья; проблемы

эмоционального характера и родственные им; сексуальное и репродуктивное

здоровье; биологические и медицинские проблемы. При этом характер нужд в

области здравоохранения определяется возможностями не только индивидуума, но

и его непосредственного окружения, общества в целом [6; 16].

Приоритетным направлением стратегии ВОЗ в целях достижения здоровья для всех

является политика, способствующая укреплению здоровья. Она опирается на

формирование здорового образа жизни населения и развитие реальных

практических действий по сохранению и укреплению здоровья.

ВОЗ считает необходимым, для удовлетворения основных здравоохранительных

потребностей населения, содействовать адекватному развитию служб медико-

санитарной помощи. При этом важны как интеграция их деятельности, обеспечение

доступности и качества обслуживания, так и соответствующее ресурсное

обеспечение. Все это требует нового подхода к подготовке и процессу обучения

кадров медико-социальных служб охраны здоровья, расширению их знаний в

области основ здоровья, социальных и поведенческих наук, а также более

широкому знакомству с реальными потребностями и интересами населения [42].

Снижение уровня здоровья населения России вводит на первый план проблему

реорганизации медико-социальной помощи. Негативные тенденции развития

российского здравоохранения возникли давно, но в последние годы они

усугубились внутренними разногласиями. На волне демократических

преобразований привычное противопоставление частной и государственной форм

медицинской помощи перестало быть одним из направлений «идеологической борьбы

на международной арене». Концептуально это привело к обострению противоречий

между существующей государственной системой и нарождающимся в стране рынком

медицинских услуг. Для их разрешения необходимо изменение системы оказания

медико-социальной помощи [47; 69].

Необходима принципиально новая модель медико-социальной помощи населению,

затрагивающая и организацию, и управление, и медицинское образование. Базой

для такой новой модели может послужить реабилитационная концепция медицины и

здравоохранения, а предпосылкой безболезненного ее вживания в реально

существующую систему медико-социальной помощи населению, безусловно, является

подготовка специалистов с соответствующим мировоззрением [42].

Современные особенности процессов воспроизводства населения, характер

преимущественной патологии, социальная незащищенность большинства населения,

экологическое и санитарное неблагополучие в регионах Российской Федерации

предопределили необходимость трансформации оказания медицинской помощи с

особым акцентом на увеличение ее доступности.

Разделяя такой подход, представляется необходимым поиск новых современных

форм оказания медико-социальной помощи населению, которые бы являлись

наиболее адекватными для существующих организационных структур. Это позволило

бы рассматривать предлагаемые новые медико-социальные технологии с точки

зрения функциональной модели, и не ставить вопрос создания новых служб в

условиях дефицита финансовых средств для существующих учреждений

здравоохранения, социальной защиты населения или других отраслей [19].

Главной задачей работников службы медико-социальной помощи, является помощь

людям сознательно контролировать и улучшать собственные жизненные ситуации в

целях долгосрочной профилактики расстройств и улучшения здоровья. Нам

представляется, именно такой подход является принципиально важным в

построении функциональной модели медико-социальной работы. Предлагаемые в

концепции функции социальной поддержки и психологической помощи использованы

при создании базовой модели медико-социальной работы.

Министерством социальной защиты населения в 1992 году была разработана

концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми. В ней

определены цели и стратегия социальной политики в области социальной защиты

населения, предложена система срочной социальной помощи малообеспеченным

гражданам и семьям с детьми, определены формы и виды социальной помощи,

механизм реализации системы социальной защиты [12].

Авторским коллективом НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда

инвалидов была предложена концепция социальной защиты инвалидов. В данной

концепции авторы рассматривают социальную защиту инвалидов как многоуровневую

систему мер - экономических, организационных, правовых, медико-социальных,

психологических, имеющих своей целью обеспечить инвалидам равные возможности

со здоровыми людьми, способствовать их интеграции в общество. Очевиден

масштабный подход к решению проблем реабилитации, и стремление рассматривать

реабилитацию через систему разноплановых мероприятий [40].

Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых

на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий:

медицинских, социальных, психологических, юридических, педагогических,

призванных укреплять социальную защищенность населения, особенно самых

уязвимых его слоев. Это междисциплинарная сфера деятельности, виды,

направления и организационные формы которой зависят как от политики

государства в области охраны здоровья населения, так и от современной

концепции здоровья и теорий социального обеспечения, являющихся базой медико-

социальной помощи.

Актуальность дальнейшего развития медико-социальной помощи и поддержки

граждан во многом обусловлена необходимостью расширения мер социальной

защищенности, как на уровне всего населения, так и на индивидуальном уровне,

в семье, коллектив [13].

Современные потребности различных групп населения, в том числе возникающие в

связи с жизненными кризисными ситуациями, могут найти наиболее адекватные

решения только на основе высокого уровня социальной работы, включающей

комплекс взаимосвязанных мероприятий по медико-социальной, социально-

экономической, социально-психологической, правовой помощи семье, коллективу,

индивидууму. Это создает благоприятные предпосылки для профилактики нарушений

соматического и психического характера, проявлений социальной деривации, а

также совершенствования реабилитации и адаптации [52; 65].

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что обширной и

неразработанной частью социальной работы являются лица пожилого и старческого

возраста, традиционно наблюдающиеся в сфере здравоохранения. По данным

исследователей, сочетанные медико-социальные проблемы выявляются не менее чем

у 60 % пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями [54].

Все это свидетельствует о том, что резко возрастает потребность в адекватных

и эффективных мерах, направленных на оказание медико-социальной помощи всем

нуждающимся гражданам, для поддержания их социального, психологического и

физического статуса.

Мартыненко А.В. на основании анализа отечественного исторического опыта,

современной демографической ситуации в стране, с учетом зарубежной теории и

практики социальной работы, а также результатов собственных исследований

разработал основные положения концепции отечественной медико-социальной

работы [43].

Автор определяет цели, задачи и объект медико-социальной работы. Медико-

социальная работа – это новый вид мультидисциплинарной профессиональной

деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового

характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Она принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так

как предполагает осуществление системных медико-социальных воздействий на

более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации,

потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному

исходу. Таким образом, медико-социальная работа приобретает не только

выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность.

Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного

уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической

патологией, а также социальным неблагополучием.

Объектом медико-социальной работы – различные контингенты лиц, имеющих

выраженные медицинские и социальные проблемы, взаимно потенцирующие друг

друга, решение которых затруднено в рамках односторонних профессиональных

мероприятий. Работа с такими контингентами, численность которых в последние

годы неуклонно возрастает, одинаково тяжела и малоэффективна и для

медицинских работников, и для специалистов социальной защиты населения,

поскольку они неизбежно сталкиваются с кругом проблем, выходящих за рамки их

профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной

деятельности [43].

Особенность медико-социальной работы состоит в том, что как профессиональная

деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей -

здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный опыт организации

первичной медико-санитарной помощи, зарубежный опыт социальной работы в

здравоохранении показывают, что, несмотря на предпринимаемую координацию

усилий в помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы,

реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна.

Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной

работы в смежном секторе, после соответствующей подготовки на основе выбора

специальных форм работы, которые позволяют объединить действия представителей

разных специальностей в лице нового специалиста – специалиста по социальной

работе, получившего соответствующую медицинскую специализацию [42].

Одним из важнейших положений концепции является необходимость четкого

разграничения функций между медицинскими и социальными работниками.

Обозначая место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности,

необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении

всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и

требующего соучастия специалистов смежных профессий - врачей, психологов,

педагогов, юристов [43].

Медико-социальная работа имеет много общего по своей сути с медицинской

помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не

претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает

тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер

деятельности

Медико-социальную работу можно условно разделить на две составляющие: медико-

социальную работу профилактической направленности и медико-социальную работу

патогенетической направленности. На общих методических принципах такая

группировка позволяет строить модели медико-социальной работы в различных

областях медицины и в системе социальной защиты населения.

Медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение

мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического,

психического и репродуктивного здоровья, формирование установок на здоровый

образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в

разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, и

другое [42].

Медико-социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия

по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной

экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной

реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях

медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса

клиента, создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры,

обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий

[43].

Медико-социальная работа определяется как организованное социальное

обслуживание в больнице или вне нее. Классической триадой в организации

социальной работы в области проблем, связанных с медициной и

здравоохранением, являются службы, нацеленные на все виды профилактики -

первичной, вторичной и третичной. Речь идет о работе по предупреждению

аномальных явлений, лежащих в основе заболевания, по предотвращению

осложнений и негативных последствий болезни, по реадаптации и реабилитации

больных, оказанию им социальной помощи. Именно в таком комплексном подходе

строится медико-социальная работа во многих зарубежных странах.

1.2. Организация и содержание медико-социальной работы за рубежом

В большинстве стран Европы после второй мировой войны были созданы

специальные структуры для осуществления социальной политики и программ

социального обеспечения, поддержки различных социальных групп, в которых в

настоящее время наряду с правоведами, психологами, медиками важное место

занимают и социальные работники. Так, в Великобритании, к учреждениям,

оказывающим медико-социальную помощь пожилым людям, относятся не только

больницы, но и дома для престарелых, дома сестринского ухода государственного

и частного секторов, дома для инвалидов, приюты общежития гостиничного типа

для лиц с нарушением психики или инвалидов. Основная ответственность за

медико-социальную помощь возлагается на местные власти, которым передается

большая часть финансовых средств [59].

Ряд сложных проблем не только медицинского, но и организационного,

экономического, правового, социального и этического характера связан с

безнадежно больными пациентами. Вследствие возрастающей стоимости

медицинского обслуживания, особенно больничного, большинство зарубежных

специалистов предлагает введение альтернативных форм помощи тяжелобольным с

неблагоприятным прогнозом, главным образом по программам медико-социального

обслуживания на дому многопрофильными бригадами. Сложившейся формой

обслуживания умирающих являются хосписы как специализированные медико-

социальные учреждения [35].

Социальные работники широко представлены в медицинских учреждениях США, по

существу, во всех областях здравоохранения, включая медико-хирургическую,

педиатрическую, акушерско-гинекологическую помощь, службу интенсивного

лечения, реабилитации и неотложной помощи. Они выполняют свои функции в общих

и специализированных больницах, оказывающих неотложную медицинскую помощь и

консультации; в психиатрических лечебницах для кратковременного и

долгосрочного лечения; в реабилитационных центрах, учреждениях,

осуществляющих долговременный уход за больными и немощными (частные

лечебницы, приюты, стационары для взрослых); в учреждениях, оказывающих

первичную помощь, например в амбулаториях, центрах охраны здоровья, кабинетах

врачей; в случае медицинской помощи на дому.

Билет.

Специалист СР, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, т.к.к незнание закона не освобождает от ответственности, но для успешной работы он должен сделать акцент на след правовые акты:

1.международные документы (конвенции, акты и соглашения);

2.российские документы федерального значения;

3.значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ;

4.документы муниципальных образований;

5. внутриучрежденческие документы.

Соц.работнику необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае. Для работы специалиста по СР с детьми делинквентного поведения, с детьми криминального поведения, необходимо знать основные нормы Уголовного кодекса РФ, для того чтобы предупредить, а в некоторых случаях защитить несовершеннолетних от случайных проступков и правонарушений. Основным разделом, содержащим нормы, связанные с несовершеннолетними, является раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

К первой группе относятся такие международные акты, как “Всеобщая декларация прав человека” , “Конвенция о правах ребенка” , “Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей” и др. ; ко

Ко второй — Конституция (Основной Закон) РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы “Об основах соц обслуживания населения в РФ” (15 декабря 1995 г.) , “О соц обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (17 мая 1995 г.) и др.;

К третьей — нормативно-правовые акты, кот разработаны и приняты в субъектах РФ. Особо важным в Трудовом Кодексе РФ для социального работника является глава XII «Труд молодежи», но не только, в других статьях кодекса тоже есть ограничения использования детского труда, а также основные гарантии несовершеннолетним работникам.

В соответствии с этим становится важен закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 года. В нем говорится о государственном признании детства важным этапом жизни чел-ка, и провозглашаются принципы приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в общ-ве, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Чтобы продуктивнее работать в этом направлении, необходимо знание закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 96 г. В нем определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Опираясь на силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности.

СР с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах общества и обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и притом активное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически–организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и СР.

Билет.

В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.
В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».[1]
Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании (1982 г.) под ним подразумевается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества».2
Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. № 1).
В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения – составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения».[1]
Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества.
В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.
В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (15 ноября 1995 г.) социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей.1
Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.
При этом принципиально важными являются следующие моменты:
- во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;
- во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально – экономическую, морально – психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов;
- в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения.
Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.
Основываясь на концепции системных потребностей социально – экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся:
а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;
б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.
Система социального обслуживания населения может выступать как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.
Важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.
1.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.
Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:
- помощь должна носить реинтегрирующий характер;
- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;
- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;
- механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.
В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (рис. 1).
Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие:1
Рис. 1.
Система помощи клиенту в системе социального обслуживания

Государственные формы поддержки
- социальное медицинское обслуживание
- социальное обслуживание на дому
- стационарное социальное обслуживание
- срочное социальное обслуживание
- социально-консультативная помощь
- юридическая помощь
- материальная помощь

 

-территориальные центры
-обслуживания инвалидов
- центры помощи семье и детям
- центры психолого-педагогической помощи
- службы экстренной психологической помощи
-социально-реабилитационные центры и т.д.

 

КЛИЕНТ

 

Территориальные социальные службы
циальные службы

 
 




Негосударственные виды помощи
- психотерапевтическая
- патронажная
- гуманитарная
- конфессиональные
- спонсорская
-благотворительная помощь

 

Негосударственные службы

 

-общественные организации
-благотворительные фонды
- церковные приходы и т.д.
- коммерческие службы помощи
-международные организации

 
 


а) функция социальной помощи, которая включает:
- выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
- профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
- надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
- содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
- организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
б) функция консультирования, которая включает:
- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
- подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
- родительский медико-психологический всеобуч;
в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:
- социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
- медико – социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:
- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
- распространение среди населения медико – психологических, педагогических и иных знаний;
- изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

60 билет.

Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить реинтегрирующий характер;

- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидиарности;

- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

- механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки
(психологические, моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (рис. 1).

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие:1

Рис. 1.

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания

а) функция социальной помощи, которая включает: международные

-международные

- выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее______________________ поддержке

(малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами),

p> Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2000

оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

- профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

- надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

- содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

- организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

- подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

- родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

- социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

- медико – социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой
выделяются три направления:

- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

- распространение среди населения медико – психологических, педагогических и иных знаний;

- изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с
помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные
ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и
социальных конфликтов:

- участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

- формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):

- предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде
денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств
реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

- социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг
гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

- социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

- предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;

- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально – бытового, социально – медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- консультативная помощь по вопросам социально – бытового и социально – медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально – правовой защиты;

- реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним
правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в
профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживается базируется на принципах:[1]

- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

- профилактической направленности;

p> Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2002

- законности и учета международных стандартов.

Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая – необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

b>. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.1 Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально – педагогическую, медико – социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

На рисунке 2 показаны основные центры социального обслуживания независимо населения и соотношение между государственными, негосударственными и муниципальными службами.

p> Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2002


Рис.2.


Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из: [1]

- нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части
бюджета;

- поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели
социальной поддержки семей с детьми;

- средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

- финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

p> Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2006

- дополнительных средств на областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;

- доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;

- благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируется в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.

Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

- слабая правовая база системы социального обслуживания;

- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

- отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

- нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;

- низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

- недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей
неправительственных учреждений.

Билет.

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что

социальная политика государства должна быть направлена на создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с

этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление

гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение

государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых

граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий,

пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери

кормильца и др.).

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители

оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса,

национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.

Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность

своими силами справиться с жизненным затруднением.

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью

содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных

трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем,

социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине,

имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике,

направленной на формирование человеческой личности, она является

практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей

ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое

моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к

их клиентам.

Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и

социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и

общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и

гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для

его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из

существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

 

1.1. Социальный работник как субъект социальной работы

 

Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой

взаимодействие субъекта и объекта (социального работника и его клиента),

протекающих при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее

успешное осуществление определяется тем, в какой степени социальный

работник и его клиент удовлетворяет предъявленные к нему требования.

Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своей

области, а так же обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его

гуманности. Что касается клиента, то от него требуется не только

действительное желание решить свои проблемы, но и к социальному работнику.

Иными словами, между социальным работником и его клиентом должно возникнуть

доверительные отношения.

Основанные на чувстве и доверии, отношения между социальным работником

и его клиентами больше всего похожи на дружбу, они являются формой

межличностных отношений, т.е. направленные на установление личных связей

между людьми. Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как

отношения между социальным работником и его клиентом не равны.

Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со стороны

социального работника, но не наоборот. Доверяя социальному работнику,

клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в

этом являет психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной

работы.

 

Поскольку социальный работник любого ранга — всегда активная сторона,

можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости

от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается

людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи,

группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная

жизненная ситуация — это такая ситуация, которая нарушает или грозит

нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных

объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи,

сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.

Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с

проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни

друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются

люди особой профессии – социальные работники.

 

1.2. Предмет и объект социальной работы

 

Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности,

расовой или национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать

их вновь и вновь для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся в

затруднении из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь

клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальной

ситуацией. Социальная ситуация — конкретное состояние проблемы конкретного

клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем

богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению

данной проблемы.

В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких

матерей. По состоянию на конец 2001 г. их насчитывалось около 1,5 млн.

Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с

детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей

уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей,

получающих поддержку государства, — это семьи с детьми-инвалидами. В 2001

г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует

назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме

того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс.

Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными

материальными возможностями — это многодетные семьи. Их численность

постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.

Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с

малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.

В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически

они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства,

должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным

Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 2002 г. в России

находилось 200,2 тыс. таких семей.

Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, — это семьи

безработных, имеющие несовершеннолетних детей.

Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков,

наркоманов, правонарушителей и др.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем

семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего

потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций

семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в

России.

Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы

социального обслуживания в России весьма актуальны, особенно вопросы,

касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности

в области социального обслуживания семьи и детей.

Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и

деятельности социальных служб формируется в русле основных направлений

государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и

других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и

негативными последствиями в их диалектическом единстве.

Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального

обслуживания населения в целом предполагают полную и всеобъемлющую

реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся

улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных

категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.

Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем

непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Одной из

важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья.

 

2. Социальная работа с пожилыми людьми

 

Особую важность приобретает организация социальной работы с пожилыми

людьми России, где доля граждан старшего поколения в составе населения

составляет 20,5%, городах – 16,4%; в сельской местности – 23,3%. На 100

человек трудоспособного возраста приходятся почти 36 человек старше

трудового возраста.

Такой высокий процент пожилых людей в общей численности населения

(примерно на уровне 20%) сохранится еще долгие годы, по расчетам, до 2006г.

Предполагается, что к 2015г. на одного работающего, а России будет

приходиться один нетрудоспособный. Причем среди нетрудоспособных не менее

половины составляют престарелые.

Во исполнение Указа Президента РФ в России разработана и утверждена

постановлением Правительства федеральная целевая программа «Старшее

поколение», в которой представлен комплекс мероприятий по улучшению

социального обслуживания пожилых людей.

Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основании

Федеративного закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста

инвалидов» от 4 августа 1995г. Федерального закона «Об основах социального

обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995г., Федеративного закона «О

ветеранах» от 12 января 1995г., Постановления Правительства Р.Ф. «О

Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг,

представленных гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и

муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995.

Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по реализации Федерального

Закона «О ветеранах» от 30 апреля 1996г.

В соответствии с Федеральным законодательством определены формы

социального обслуживания пенсионеров: на дому, включая социально –

медицинское; полустационарное в стационарных учреждениях социального

обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и др., независимо от их

наименования) срочное в целях оказания неотложной помощи разового характера

остро нуждающимся в социальной поддержке; социально-консультативная помощь,

направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе,

развития опоры на собственные силы, облегчение адаптаций к меняющимся

социально-экономическим условиям. (Федеральным законом «О социальном

обслуживании граждан», ст.16) Порядок оплаты всех видов обслуживания

регламентируется федеральным законом.

Не менее важно, что социальные работники предлагают подопечным широкий

набор услуг. Согласно положению о центре социального обслуживания к ним

относится: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка; горячих

обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи;

оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт.

По поручению социальной работник свяжется с нотариусом, вызовет врача,

получит заказанную ортопедическую обувь, поможет написать письмо

родственникам, оформит необходимые документы (в том числе и для помещения

в доме - интернате), пригласит мастеров по ремонту квартир или какой ничуть

аппаратуры (телевизор, холодильник, и т.д.) Некоторые территориальные

центры расширяют рамки и ик, и т.д.) Некоторые территориальные

центры расширяют рамки и этого довольно широкого перечня услуг.

Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, определенные виды

услуг, не связанные с потребителями первой необходимости, оплачиваются